Главная

Свежий номер  

Архив

Тематические разделы
Музыка в Израиле
Классическая музыка
Современная музыка
Исполнительское искусство
Музыкальная педагогика
Литературные приложения

Оркестры, ансамбли, музыкальные театры

Афиша

Наши авторы

 Партнёры

Реклама

Контакты

 

Публикуется впервые

(Продолжение)

ФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ В МУЗЫКЕ ТЕМБРОВ

Марк Райс

10. Пример. Анализ "Трена по жертвам Хиросимы" К. Пендерецкого

          Это произведение неоднократно упоминалось на протяжении всей этой статьи как источник разного рода примеров. Действительно, это один из немногих однотембровых опусов, где мы можем найти практически все формы сонористических структур. Поэтому я решил отдельно проанализировать "Трен", чтобы показать на его примере характер формообразования в сонористической музыке. Дополнительным аргументом послужило то, что все желающие могут следить за анализом по нотам – эта музыку можно найти в нотном архиве Бориса Тараканова (см. http://notes.tarakanov.net/composers/p.htm).

          Прежде чем приступить к собственно анализу, заметим, что по структуре произведение пронизано полифонией. Новый сонор не заменяет обычно предыдущий сразу: его элементы появляются сначала в одной или нескольких партиях и лишь постепенно захватывают всю музыкальную ткань, создавая фактуры, близкие к накладывающимся друг на друга фугато.

          Раздел 1 составляют предельно высокие звуки во всех постепенно прибавляющихся партиях, так что один и тот же коэффициент устойчивости (в дальнейшем – КУ) 4,5×2=9* в числителе проходит 10 раз, вовлекая всё новые и новые группы инструментов, пока он не будет звучать во всех партиях.

*Напряжённость линий будем считать постоянной и приблизительно равной 4,5, т.к. различия меньше коммы человеческое ухо не улавливает, отсюда i=1:1/4,5=4,5. Показатель регистра предельно высоких звуков будет, естественно, максимальным и равным 2.

          Длится этот раздел 15", включая и ту часть, где оркестр играет целиком, и, хотя точное время выбирают исполнители, вступления групп не настолько различны, что мы могли бы очень ошибиться, определяя его через среднее время звучания, т.е. через 1,5" отсюда К=ir/t=9/1,5=6. Поскольку динамика зависит здесь исключительно от вступления голосов (КУ равны между собой), имеет смысл обозначить их количество, тогда структура эпизода будет выглядеть как:

1^6(ff)-2^6(ff)-3^6(ff)-4^6(ff)-5^6(ff)-6^6(ff)-7^6(ff)-8^6(ff)-9^6(ff)-10^6(ff),

где первая цифра обозначает количество инструментальных групп, вторая – коэффициент устойчивости, а в скобках стоит динамический оттенок. Впрочем КУ в этом разделе достаточно условный, т.к. все инструменталисты будут брать разные звуки. Это заметно и на слух: к концу раздела, где из-за количества играющих исполнителей линии всё больше складываются в полосу, новые вступления звучат всё менее напряжённо.

          Раздел 2, (ц. 2-6), постепенно уменьшает КУ. Это происходит, во-первых, за счёт уменьшения напряжённости (предельно высокий звук заменяется вибрато в пределах четвертитона, т.е. линия с напряжённостью i=4,5 заменяется подвижной полосой с i=2) и, во-вторых, за счёт ослабления динамических оттенков (сначала f, потом рр). Весь раздел длится 34", время вступления голосов достаточно разнится, поэтому КУ изменяется неравномерно, и есть смысл выписать, как изменяется последовательность коэффициентов устойчивости:

3(f)-2,67(f)-2,5(f)-2,33(f)-2,16(f)-1,62(f)-1,75(f)-[3(ppp)+1,16(f)]/2-[3(ppp)+1,78(f)]/2]-[3(ppp)+1(f)]/2-1,73(ррр)-0,93(ррр)

Или, если брать средний КУ, то он будет равен

                        ∑(K1;Kx)        3+2,67+2,5+2,33+2,16+1,62+1,75+2,08+2,39+1,73+0,93
            K2 =—————=——————————————————————————≈2,10
                         x                                                       11

          В разделе 3 (от ц.6 до вступления первой полосы у виолончелей), который длится 60", высокие ноты постепенно вытесняются "ударным" комплексом, в котором чередуются pizzicato, arco, col legno, игра между подставкой и подгрифом, на подставке и другие ударные эффекты, по силе воздействия гораздо более сильные. В каждом голосе они проходят в разной последовательности, образуя своего рода подвижную полосу. Инструментальные группы меняют первоначальную фактуру на ударную каждые 15"; внутри группы отдельные голоса вступают также по очереди, как бы в виде фугато, через очень короткое время; учитывая, что на первом плане у нас фактурный контраст, эти разницы можно игнорировать. В сущности, мы имеем здесь "двухтембровость в однотембровости".  Поэтому мы фиксируем КУ по двум параметрам по отдельности, не выводя общего коэффициента устойчивости.  Одна из этих групп (ударная) будет постепенно усиливаться за счёт увеличения голосов в ней, играющих всё время f, а другая (ordinario) – ослабляться за счёт уменьшения голосов и более слабой динамики  (mf). По этой причине и количество голосов будет очень важно; будем фиксировать его, как и в разделе 1.

          Естественно, что регистр ударных звучаний мы не можем зафиксировать точно. Поэтому делим общий диапазон на условные участки, как это было описано в предыдущих главах. За очень высоким регистром закрепим предельно высокие звуки  у всех инструментов, за высоким – партии скрипок, за средним – альтов, за низким – виолончелей,  за очень низким – контрабасов с коэффициентами устойчивости соответственно 1, 1,5, 1,75, 1,88, 2 (по основному тону,  2, 4 и 8 обертонам и предельному значению показателя регистра).  Напряжённость линии у ударных, как и у всех прочих линий, будет равняться 4,5. Тогда цепь изменений коэффициентов устойчивости по подразделам в 15" можно записать следующим образом:

12^0,43 (ppp<mf)/4^0,45 (f) – 8^0,32 (mf)/8^0,49 (f) – 4^0,6 (mf)/12^0,50 (f) –  0/16^0,45 (f)

         Здесь в левой части двойного показателя находятся КУ группы ordinario, а в правой части –  КУ "ударной" группы. Поскольку большинство голосов делится пополам, образуя в конце число 16, в этой схеме они разделены с самого начала, чтобы показать верно пропорции между голосами в различных группах.

          В первом подразделе коэффициенты примерно равны, и "ударная" группа выделяется, и то достаточно слабо, единственно за счёт динамики. Во втором подразделе КУ ordinario уменьшается за счёт того, что многие линии заменяются подвижными полосами, и их КУ уменьшается с 4,5 до 2; количество голосов в "ударной" группе достигает количества голосов ordinario, к этому прибавляется и динамический перевес. В третьем подразделе КУ в первой группе снова растёт, т.к. теперь все оставшиеся голоса представлены линиями; но из-за трёхкратной разницы в количестве голосов, разницы в регистре (вторая группа "захватывает" верхний), разницы в динамике вторая группа доминирует. В четвёртом подразделе первая группа уже отсутствует, "ударные" захватили весь диапазон; КУ снижается, т.к. в таких штрихах играют и контрабасы; но поскольку количество голосов предельно велико, оттенок mf отсутствует, да и сами "ударные" тембры резче ordinario, то и общая неустойчивость растёт.

          Условно средний КУ этого раздела можно записать как (12->0)^0,45/(4->16)^0,47 (без динамических оттенков)

          Раздел 4 состоит из полос разной формы sul ponticello или с сурдинами. В первой половине раздела они идут в тихих оттенках (от р до ррр) Таким образом, напряжённость этого подраздела уменьшается и за счёт штрихов, и за счёт динамических оттенков. Этому служат и другие приёмы, в первую очередь то, что инструменты никогда не играют все вместе, как это было в разделах 1-3; более того, одновременно не звучит более двух полос; к тому же скрипки разделены на первые и вторые, и эти группы выполняют разные функции. Этот раздел тоже построен как бы в форме фугато.

          Первая полоса вступает ещё на фоне фактуры предыдущего раздела. Полоса идёт у 10 виолончелей и состоит из трёх частей: статичной полосы, полосы с меняющимися параметрами и ещё одной статичной. Верхние и нижние границы выписаны композитором, так что можно заметить, что напряжённость полосы на всём её протяжении равна 2. Регистр располагается между 3 и 5 обертонами, в первом и последнем разделе в одних пропорциях, в средним в других. Длительность частей полосы примерно равна 5", последняя часть тянется несколько длиннее, на фоне "дополнительной" секунды вступает следующая полоса. Коэффициенты устойчивости по частям полосы равняются соответственно 1,42, 1,43 и 1,18. Изменение величины КУ объясняется изменением пропорций регистровых участков между 3-4 и 4-5 обертонами в середине и дополнительной секундой в конце. Отсюда общий КУ этой полосы можно считать 1,34 (рр).

          Вторая полоса (у первых скрипок) – это полоса с меняющимися параметрами, начинающаяся с унисона ppp. Она вступает в том же регистре, где играли виолончели, и секунду звучит вместе с предыдущей полосой, а примерно с половины её, также в этом регистре, вступают контрабасы. Поскольку количество инструментов у скрипок (12) больше, чем у виолончелей (10) и чем у контрабасов (8), напряжённость можно считать по ним. Из-за большой длительности этой полосы КУ в ней будет равен всего 0,4.

          Таким же способом вступает и третья полоса, тоже трёхчастная, как и первая, с КУ 0,75.

           Четвёртая полоса (у альтов) – с изменяющимися параметрами, но она, в отличие от второй, сходится к унисону. Её коэффициент устойчивости равен 0,74.

          Четвёртую полосу можно считать началом второго подраздела. Он отличается от первого тем, что в нём динамика на протяжении некоторых полос изменяется. Уже четвёртая полоса начинается mf, но к концу звучание затихает. Кроме того, полосы располагаются в разных регистрах, и между ними, начиная с пятой полосы, появляются расстояния. Как можно было заметить, в вычислениях КУ в разделах 1-3 и первой половине раздела 4 мы не учитывали интервалов, т.к. все инструменты или играли примерно на одной высоте (учитывая неопределённую высоту в "ударных" линиях или "идеальную" в линиях с предельно высоким регистром). Всё это ещё также уменьшает коэффициент устойчивости.

          Итак, пятая полоса вступает (на ррр у вторых скрипок) уже не в том же регистре, а на расстоянии м.7 от четвёртой, образуя сочетание. Впрочем, оно длится всего 2". Отсюда К2=(1,98+2,96+0,1)/(2×3)=0,84. Как видим, гораздо ниже, чем у пятой полосы и даже чем у четвёртой полосы в отдельности. Далее около 5" пятая полоса остаётся статичной с КУ 0,39, а затем её диапазон её расширяется, а вследствие этого изменяется и регистровый разброс;  коэффициент устойчивости этой второй половины до 0,45.

          Шестая полоса (начинающаяся f) вступает, когда расширение диапазона пятой ещё не закончилось; таким образом мы получаем ещё одно сочетание двух полос. В пятой полосе показатель напряжённости уменьшается, и общий показатель КУ уменьшается ещё больше, чем если это было бы только от возникновения сочетания, он равен здесь  0, 04. Кроме всего прочего, такой низкий КУ возникает из-за большого диапазона сочетания, при том, что шестая полоса у виолончелей расположена вся в районе 2 обертона.

          Седьмая полоса (у альтов) вступает на фоне шестой и звучит р от начала до конца. Она делится на несколько частей: сначала она образует сочетание с шестой полосой, потом некоторое время идёт соло, затем образует сочетание с восьмой полосой первых скрипок, а затем – и с девятой у контрабасов. КУ первого отрезка составляет 0,12 второго – 0,6 (разница за счёт регистра восьмой полосы), третьего – 0,8, четвёртого – 0, 10.

          После этого седьмая полоса кончается, и идёт сочетание восьмой и девятой полос (восьмая меняет параметры и тем самым меняет напряжённость, в том же диапазоне полоса заменяется паузой); в результате имеем КУ сочетания равным 0,04; затем, когда восьмая полоса снова становится стабильной, он увеличивается до 0,05. После окончания девятой полосы восьмая уже не образует сочетаний, и благодаря этому, а также высокому регистру КУ увеличивается до 1,98. Напряжённость увеличивает и оттенок f, а также появляющийся здесь впервые штрих ordinario.

          Вычислим и здесь средний коэффициент устойчивости раздела:

                                 ∑(K1;Kx)        1,34+0,40+0,75+0,74+0,84+0,45+0,04+0,12+0,6+0,8+0,1+1,98
                       K2 =—————=—————————————————————————————≈0,68
                                  x                                                            12

          Раздел 5 (ц. 15) представляет собой огромную четвертитоновую статичную полосу диапазоном от G до a2, вступающую внезапно на ррр и идущую ordinario у всех инструментов. Длится полоса 10", её КУ равен 1,02.

          В разделе 6 (ц.16-17) на протяжении 38" вступают в виде фугато полосы у разных инструментов; это полосы из двух или трёх частей, последняя часть которых представляет полосу с изменяющимся регистром (восходящую у скрипок и альтов, нисходящую у виолончелей и контрабасов); напряжённость всех полос постоянна и равна 2. Полосы вступают в одном регистре; это роднит 6-й раздел с первой половиной 4-го раздела; ближе к концу они завоёвывают диапазон полосы из 5-го раздела; пока полосы стабильны, они идут на ff, когда они меняют регистр, они внезапно меняют громкость до рр; кроме этого, они меняют манеру исполнения на ритмизованное тремоло. Всего, исходя из вступления разных полос и изменения их формы, раздел можно разбить на 12 сочетаний с КУ соответственно 0,49, 0,40, 0,60, 0,93, 0,93, 0,96, 0,63, 0,28, 0,29, 0,29, 0,28, 0,39. Увеличение КУ к середине раздела обусловлено "завоеванием" высоких регистров, последующее уменьшение – "завоеванием" низких, а также более плавной смене сочетаний, некоторое повышение в конце – тем, что остаётся только высокий регистр. Средний коэффициент устойчивости этого раздела равен

                              ∑(K1;Kx)       0,49+0,40+0,60+0,93+0,93+0,96+0,63+0,28+0,29+0,29+0,28+0,39
                   K2 =—————=———————————————————————————————≈0,54
                                x                                                            12

          Раздел 7 (ц.18) длится 20" и представляет собой усложнение раздела 6: все полосы тоже вступают фугато, но это двойное фугато: внутри полос голоса прибавляются по тому же принципу. Поскольку время вступления голосов оставлено на волю исполнителей (дирижёра), мы, как всегда в таких случаях будем считать его одинаковым и равным 3,5". Оставшиеся 2,5" оставим на тот отрезок, когда полосы звучат вместе. КУ разделов будут соответственно 0,13, 0,11, 0,18, 0,5, 0,57, 0,80. Колебания в величине коэффициентов устойчивости зависят в основном от перемещения в более низкие или более высокие регистры.  Средний КУ этого раздела равен

                                                            ∑(K1;Kx)           0,13+0,11+0,18+0,50+0,57+0,80
                                        K2 =—————=—————————————————≈0,38
                                                                 x                                          6

           Несмотря на более низкий коэффициент устойчивости, раздел 7 на слух кажется гораздо более динамичным, чем предыдущий, т.к., во-первых, он длится чуть ли не вдвое меньше, и, во-вторых, динамические оттенки всех полос в этом разделе громче заключительных ррр, которым кончаются полосы раздела 6. Здесь они начинаются соответственно (в порядке вступления)  pp, p, mf, mf и f, и после длительного crescendo все кончаются на ff.

          Раздел 8 (ц. 19-25) представляет собой огромное diminuendo. Начинаясь на fff у всего оркестра, он, благодаря постепенному затиханию и уменьшению количества инструментов, доходит в конце до паузы, т.е. до полной тишины. Раздел делится на несколько подразделов. Первый, длящийся ок. 3", исполняют все инструменты fff. Его примечательной чертой является тот факт, что контрабасы играют выше виолончелей. Коэффициент устойчивости этого подраздела равен 0,22. Во втором подразделе задействованы только виолончели и контрабасы; в их партиях звучат полосы достаточно сложной формы: первые части их статичны, далее они меняют регистр и остаются статичными в другом регистре и, наконец, сходятся каждая в одну точку. КУ этого сочетания равно 0,12. Уменьшение коэффициента здесь прежде всего объясняется переходом в нижний регистр. Следующий подраздел – протянутая секунда у виолончелей и контрабасов, звучащая 7", начинающаяся на f , громкость которой постепенно уменьшается. КУ здесь равен 0,11. Далее остаются одни виолончели divisi, которые играют то же сочетание в течение 11", и КУ ещё более уменьшается – до 0,07; они играют на р, и в дальнейшем звучность ещё более уменьшается. Далее остаётся одна группа виолончелей, затем виолончель соло и, наконец, пауза. Здесь уже тот тип линии (преимущественно для одного инструмента), который мы условно обозначаем коммой (1/4,5), отсюда КУ этого огромного (27") подраздела будет равен 0,01. Средний же КУ раздела равняется

                                     ∑(K1;Kx)           0,22+0,12+0,11+0,07+0,01
                           K2 =—————=—————————————≈0,11
                                         x                                  5

          Раздел 9 (ц. 26-55) – продолжительное звуковое пятно. Здесь все инструменты делятся на 3 группы; сначала играет одна группа в отдельности (30"), потом две (15") и, наконец, три (30"). Фактура состоит из звуков определённой высоты, играемых arco (иногда с сурдинами),  pizzicato, col legno, флажолетами, трелями, а также из звуков неопределённой высоты (например, "предельно высоких"), различных ударных эффектов (игра за подставкой, на подгрифе и т.д.); динамические оттенки – от рр до ff; как правило, различные оттенки звучат одновременно в разных партиях, что создаёт эффект мерцания-скрежета.

          Чтобы оценить устойчивость, возьмём по три выборки из каждого подраздела звукового пятна по 2,5" (т.е. одну цифру).

          В первом подразделе (играет одна группа) насыщенность по выборкам будет 5,2, 4,4, 1,6, среднее 3, средний показатель регистра 1,5, отсюда КУ 1,8

          Во втором подразделе (играют две группы) насыщенность по выборкам будет 6, 5,6, 6, среднее 5,87, средний показатель регистра такой же, отсюда КУ 3,52.

          В третьем подразделе (играют три группы) насыщенность по выборкам будет 8, 4,8, 6, среднее 6,26, средний показатель регистра такой же, отсюда КУ 3,7.

          Резкое увеличение КУ связано с контрастом по сравнению с предыдущим разделом, заканчивающимся паузой, и постепенным вступлением новых групп инструментов, в партиях которых музыкальные события чередуются всё чаще.  Средний же коэффициент устойчивости раздела будет

                                      ∑(K1;Kx)           1,8+3,52+3,76
                           K2 =—————=————————≈3,03
                                         x                        3

          Следует обратить внимание, что этот, наиболее неустойчивый, раздел представляет собой типично классическую кульминацию, расположенную в точке золотого сечения.

          В разделе 10 (ц. 56-61, длится 10") происходит вытеснение звукового пятна точками, состоящими из звуков, играемых arco на предельно высоких звуках или за подставкой, pizzicato и ударными эффектами (в сущности, это не совсем точки, а скорее "кластеры", т.к. такие ударные эффекты не берутся строго на одной высоте). Сначала они звучат в одной группе инструментов, потом в двух, потом захватывают весь оркестр. Соответственно в остальных группах продолжается звуковое пятно, которое к концу раздела исчезает. Поскольку "точки" идут ff, их звучание очень заметно, несмотря на малое количество (в первых ц. 56-57 по одному, в ц. 58-59 по два, в ц. 60 – три, в ц. 61 – четыре). В сущности, это новый элемент пятна, хотя и очень заметный. В первых двух цифрах насыщенность с их учётом будет равна 6,61, показатель регистра 1,5, КУ – 5,93. Во вторых двух цифрах насыщенность 4,50, показатель регистра 1,5, КУ – 4,65. В последних двух цифрах насыщенность 2,10, показатель регистра 2, КУ – 2,51. Средний коэффициент устойчивости раздела равняется

                                     ∑(K1;Kx)        5,93+4,65+2,51
                            K2 =—————=————————≈4,36
                                         x                        3

          В сущности, это продолжение предыдущего раздела, в котором изменяются лишь элементы. Вместе с ним оно составляет как бы волну наибольшей неустойчивости со спадом в конце.

          Раздел 11 (ц. 62-65, длительность 26") характеризуется постепенным возвращением полос, сначала в одном, а постепенно и во всех остальных голосах. Первая полоса вступает рр у первых скрипок, играющих с сурдиной, но постепенно её звучание усиливается и доходит до ff. Это статичная полоса, она расположена между g3-c4 по четвертитонам. Её сопровождают звуковые пятна из ударных штрихов. В ц. 62 у вторых скрипок, альтов и виолончелей идёт фактура предыдущего ("точечного") пятна, к которой прибавляются игра на подставке и подгрифе у виолончелей; в ц. 63 фактура "точечного" пятна постепенно исчезает, виолончели тоже начинают играть на подставке и подгрифе; в ц.64 вступает полоса у альтов; в ц.65 – у вторых скрипок и контрабасов. Здесь кончается пятно, которое в конце звучит только у виолончелей.

          В ц. 62 коэффициент устойчивости полосы равен 0,79, насыщенность пятна – 2,2. Поскольку пятно состоит из ударных штрихов, имеет смысл записывать их по отдельности, как при анализе раздела 3, с той разницей, что мы не будем здесь и обозначать регистр – 0,79 (рр)/2,2 (ff). Из этой схемы ясно видно, что пятно ещё перевешивает в звучании полосы.

          В ц. 63 это соотношение изменяется до 0,7 (mf<ff)/8 (ff+pp), что даёт некоторое усиление полосы.

          В ц. 64, со вступлением второй полосы соотношение становится 0,39 (ff)/4,1 (ff). Итак, соотношение усиливается в пользу полосы, которая явно становится более устойчивой.

          В ц. 65, со вступлением ещё двух полос и захватом дополнительного диапазона соотношение становится 0,55 (ff +f+рр)/0,83 (ff).

          Таким образом, постепенно комплексы становятся всё более устойчивыми – за счёт перемещения в нижние регистры и уменьшения пространства, занятого ударными. Средний КУ условно можно записать как 0,61/3,78

          Раздел 12 длится с ц.66 и до конца. Здесь господствуют статичные четвертитоновые полосы у всех инструментов, которые идут оrdinario, с трелями или тремоло. Оттенки, как правило, сменяются внезапно (лишь в самом конце есть crescendo и diminuendo), причём  одновременно звучат разные по громкости полосы. Выпишем здесь без комментариев порядок коэффициентов устойчивости: 0,97, 2,26, 1,60, 0,71, 0,40. Изменения устойчивости здесь определяются в основном неравномерностью времени вступления новых полос (или изменения их вида) у различных групп инструментов с явным увеличением устойчивости к концу: последняя полоса тянется 30". Эта последняя полоса у всех инструментов, начинающаяся с ff, кончается на рр, что, естественно, только увеличивает её устойчивость. Средняя устойчивость этого заключительного раздела будет:

                                   ∑(K1;Kx)         0,97+2,26+1,60+0,71+0,40
                           K2 =—————=—————————————≈1,19
                                         x                                  5

          Составим теперь общую таблицу развития в произведении.

№ раздела

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

КУ

61

2,10

0,45/0,472

0,68

1,02

0,54

0,38

0,11

3,03

4,36

0,61/3,74

1,19

Длительность

15"

34"

60"

95"

10"

38"

20"

59"

75"

10"

26"

64"

Динамика

ff

f<->ppp

mf/f

pp, mf, f

ррр

ff->pp

pp->ff

ff->pp

рр/ff3

->ff

pp<->ff

p/f (fff>pppp)

1Условное число, при подсчёте принято, что подраздел начинается совступления нового голоса. Определяющими являются количество голосов и динамика.

2Определяющей силой является соотношение голосов в ordinario и "ударных" штрихах.

3Точнее ppp/pp/mp/mf/f/ff

4Определяющей силой является отношение количества голосов в полосах и пятне.

          Произведение делится на несколько крупных структурных единиц, каждая из которых начинается резким усилением неустойчивости, сменяющимся постепенно большей устойчивостью. Первая такая волна наблюдается в разделах 1-2. Раздел 2 характеризуется и меньшим КУ, и большей продолжительностью, и более тихими оттенками по сравнению с первым.

          Следующая единица формы – разделы 3-5. Начало здесь на слух наиболее неустойчиво благодаря "ударным" штрихам и громким оттенкам, в дальнейшем же оттенки постепенно затихают, ударные штрихи исчезают, динамика успокаивается, и всё кончается статичной неподвижной полосой на ррр. КУ во второй половине несколько повышается, но ослабление динамики перекрывает его. Заметим, что и здесь раздел "успокоения" длится дольше раздела "напряжённости".

          Своеобразна часть в разделах 6-8. Начинается она тоже с "вершины-источника" (больший КУ, ff), но в середине динамика спадает, чтобы в концу "неустойчивой" части структуры подняться и достигнуть первоначального ff. Это отвечает и длительности разделов: 6 раздел с постепенным diminuendo длится больше, чем 7 раздел, представляющий из себя crescendo.  8 раздел-"успокоение" длится дольше, но всего на 1" – как бы учитывается спад на границе разделов 6 и 7.

          И последняя такая единица формы – разделы 9-12. Первые три раздела составляют "неустойчивую" часть, раздел 12 – "успокоение", хотя реально оно начинается ещё в разделе 11, с появлением полос. Конец составляет наиболее устойчивая единица формы во всём произведении – статичная полоса, длящаяся 30", т.е. больше, чем многие разделы.

          В произведении есть и фактурные "рамки". Так, раздел 9 и последующие отсылают нас к разделу 3: и там, и там используются "ударные" штрихи, а последняя полоса – к разделу 5, где также используется эта фактурная форма, и даже приблизительно в том же регистре.

          В целом же "Трен" представляет собой огромное динамическое diminuendo, построенное совершенно классически: неустойчивость разрешается в устойчивость. Более того, его классичность проявляется и во внутреннем строении формы: одно большое успокоение идёт от начала до точки золотого сечения (начинается максимальным значением КУ, кончается минимальным), и подобное же от точки золотого сечения и до конца (хотя здесь КУ и ближе к средним значениям). Поскольку все разделы этой части рамочно связаны с предыдущим материалом, её можно рассматривать как своего рода репризу.

(Продолжение следует)