Главная

№ 48 (ноябрь 2014)  

Архив

Тематические разделы

Музыка в Израиле
Классическая музыка
Современная музыка
Исполнительское искусство Музыкальная педагогика
Литературные приложения
Видеотека

Оркестры, ансамбли, музыкальные театры

Афиша

Наши авторы

 Партнёры

Контакты

 

.Написано специально для журнала "Израиль XXI"

 РАЗВИТИЕ ТЕМБРОВОГО СЛУХА

Ольга Лапкина

Развитие тембрового слуха является необходимой задачей  обучения на уроках музыкальной литературы. Способность правильно  дифференцировать качество звучания развивает исполнительскую технику, помогает более глубокому и полному пониманию  содержания музыкального произведения.

Тембр – это основа музыки; именно осмысление тембра Асафьев считал интонацией. Как известно, это окраска звучания инструмента или голоса, которая отражает акустические свойства звука. Тембровый слух – это способность распознавать эту окраску, специфические особенности и свойства звуков и их сочетаний.

В процессе его формирования развиваются восприятие, память, воображение, которые являются важными элементами психического познания; это позволяет достигнуть более высокого уровня музыкального  мышления учащихся. В течение этого процесса осуществляется  контроль над своими аналитическими и практическими действиями, накопление слухового опыта,  формирование эстетических установок, что ведет к достижению  профессионализма. Осознание качества тембрового звучания являет собой особую задачу для деятельности  будущего музыканта  и требует не только творческого подхода, но и развитых интеллектуальных способностей.

На более глубоком уровне тембровый слух представляет собой особую область музыкального мышления, проявляющуюся в восприятии и осознании образного содержания музыкальных произведений,  которая ведёт к более точному и адекватному  пониманию  самой сущности музыки в ее философском и эстетическом аспекте; он связан и со стилем, и с содержанием произведения (смена тембра ведет и к смене образа). Например, барокко – это одни тембровые краски, романтизм – совсем другие. А стиль непосредственно связан с философским аспектом, ибо отражает мировоззрение конкретной эпохи. (Очень яркий пример – оркестровка   Стоковским произведений Баха). Поэтому развитие способности слуха воспринимать выразительный  смысл  тембра  – важное  условие достижения музыкантом профессионализма в музыкально-исполнительской деятельности.

При восприятии различных тембров  возникают  многоплановые ассоциации. Тембр является одним из факторов важнейших музыкальной драматургии, образующей сложный комплекс  выразительных средств музыки в единстве с образным содержанием.  Нивелируя  тембровый  аспект,  невозможно  получить  всестороннее  представление о художественном замысле  композитора  и оценить самобытность музыкального произведения.

Образный ряд музыкальных произведений основывается на чувствах, переживаниях, характере настроений  и рождается в связи с жизненными обстоятельствами,  сложившейся исторической ситуацией – разумеется, пропущенными через свой внутренний мир, через индивидуальное восприятие художника. Благодаря тембровой, красочной стороне выразительные особенности произведения многократно усиливаются и обогащаются, а связи с превалирующей  ролью тембра в музыке XX - XXI веков (о чем свидетельствует, в частности, возникновение сонористики)  вопросам  развития тембрового слуха  стало уделяться все больше внимания в российской музыкальной педагогике.  Так, он исследуется в работах Л. Мазеля, Б. Теплова, В. Медушевского, Е. Назайкинского, Д. Дувирак, В. Цытовича, И. Шабуновой, В. Ульянова и др. 

Понятие тембровый слух включает в себя следующие уровни: осознание тембра отдельного звука (инструментального или вокального), понимание тембровой структуры музыкальной фактуры и восприятие общего характера произведения. Формирование данной области музыкального слуха влечет за собой развитие:

•           способности устно сформулировать специфические характеристики звучания

•           способность определять особенности элементов тембра (метроритма, гармонии, регистра, фактуры и др.)

•           способности выявить семантику тембра, определить его роль, как средства музыкальной выразительности   

•           способности определить функции тембра

•           способности выявить  стилистические особенности тембра

•           способности оценить художественную ценность качества звучания

 По способам деятельности  можно обозначить внутренний (способность представить звучание инструмента или голоса) и внешний (способность различать тембры различных инструментов или голосов в звучащем музыкальном произведении) тембровый слух. По количественному восприятию -  однотембровый  и многотембровый.

Основными задачами формирования тембрового слуха являются осознание и распознавание:

1.         многообразия палитры  различных тембров;

2.         особенностей одного тембра

3.         созвучий различных тембров

4.         взаимосвязь тембра как элемента музыкальной речи  с другими средствами выразительности

Взаимодействие тембра и фактуры рассматриваются в разнообразных типах изложения (одноголосном, гамофонно-гармоническом, аккордовом, полифоническом), а также дифференцируются  по количеству инструментов, голосовым функциям (мелодия, бас, средний голос). 

Окраска созвучий, которая зависит от гармонического соединения различных звуков, обуславливает взаимодействие тембра и гармонии.

Взаимосвязь тембра и формы служит основой для целостности музыкального произведения.

Функциональность тембра составляют  средства музыкальной выразительности: динамика, регистр, метроритмические особенности произведения.

Особенности использования различных тембров в рамках каждого жанра, стиля и авторских интерпретаций обуславливают значимость тембрового слуха, как основополагающей способности профессионального музыканта.

Многоплановость тембрового слуха, его синкретичность, а также главенствующая роль развития ладогармонического слуха в музыкальной педагогике является причиной недостаточной изученности этого явления. Если в области сольфеджио, благодаря работам М. Карасевой, Т. Литвиновой, Н. Ивановой и др., эта тема нашла свое применение, то в области преподавания музыкальной литературы в детских музыкальных школах и детских школах искусств тембровому слуху практически не уделяется внимания.  В рамках темы «Музыкальные инструменты» происходит общее ознакомление с тембровым звучанием инструментов, но, как правило, этим все и ограничивается.  В связи с этим  развитие тембрового слуха как основной музыкальной способности, приобретает особое значение.  Перечислим некоторые методы развития тембрового звука, которые могут использоваться в рамках предмета музыкальная литература:

•           Метод ассоциаций -  тембр звука может описываться при  помощи различных ощущений, сравниваться с предметом, людьми, животными, характеризоваться при помощи разнообразных  эпитетов, метафор и др.  (деревянный, прозрачный, шелковистый, пронзительный, благородный и т.д.);

•           Метод преувеличения – усиление нюансировки,  исполнение одного и того же музыкального фрагмента с различными динамическими оттенками – от пианиссимо до фортиссимо;

•           Метод тестирования – распознавание тембров различных инструментов в сольных произведениях или выделение  конкретного  тембра из контекста;

•           Метод конкретизации – выделение характерных особенностей звучания инструмента или голоса (регистр, специфика звукоизвлечения, способ подачи звука, качество звучания, разнообразная артикуляция, выразительность тесситуры  и т.д.);

•           Эвристический метод – метод поиска и подбора соответствующего инструмента для исполненной мелодии;

•           Метод сравнения -  слуховой анализ различного музыкального материала в исполнении одного инструмента или голоса, или исполнение одного и того же фрагмента различными инструментами (голосами);

•           Комбинаторный метод (метод ансамблей) -  анализ соединения различных тембров  в проведении темы, в разнообразных элементах фактуры, гармонии, других элементах музыкальной речи по степени слияния, интервальных соотношений, регистрового звучания, спектральных составляющих.

Особое внимание следует уделять подбору музыкальных произведений, ведь в рамках темы «музыкальные инструменты» преподаватель имеет право делать это самостоятельно. На первых этапах эти произведения должны быть достаточно яркими и простыми для восприятия. Необходимым условием, стимулирующим развитие тембрового слуха,  является постоянное обновление музыкального материала, изучение музыки  разных эпох и стилей, создание непривычной ситуации в преодолении интонационного барьера.

Господствующий полифонический склад музыки эпохи барокко определил использование тембра в контрастах регистра, динамики,  в многообразии артикуляции. В эпоху классицизма возрастает взаимодействие тембра и гармонии, определяя независимость тембра от темы и, напротив,  подчиняя роль тембра ладогармонической палитре. В романтической музыке, так же как и в музыке следующих стилей, роль тембра возрастает. Выразительность тембра используется как основополагающее средство для создания музыкального образа.

 Использование музыки различных стилей в процессе формирования тембрового слуха систематизирует учебный материал, так как вместо обычного суммирования, информация складывается в определенную  систему стилевых элементов. Таким образом, данные методы работы не только увеличивают объем изучаемой информации, но и образных впечатлений, переживаний и ассоциаций учащихся, способствуют накоплению слухового опыта.

Актуальность проблемы формирования тембрового слуха обусловлена тем, что это явление служит основой для всех видов деятельности музыканта. В свете возрастающей роли тембра в музыке XX-XXI века, необходимость постоянного совершенствования музыкального слуха становится неотъемлемой частью современного музыкального мышления.