Главная

Архив

Тематические разделы
Музыка в Израиле
Классическая музыка
Современная музыка
Исполнительское искусство
Музыкальная педагогика

Оркестры, ансамбли, музыкальные театры

Афиша

Наши авторы

 Партнёры

Реклама

Контакты

 

 

КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА

Тамилла Кенгерлинская

       В разные эпохи лучшие умы человечества осознавали значимость мышления как сути знаний в действии, считали источником всякого познания способность личности развивать и совершенствовать собственную мысль, способность анализируя, рассуждать, то есть, мыслить творчески, аналитически и конструктивно.

       Мысль другой личности может стать источником развития собственных размышлений, если осуществляется процесс её внимательного углублённого анализа, оценки - т.е. критического осмысления. "Учитель - это тот, кто говорит ученику: сделай лучше, и старается разъяснить или показать, как сделать лучше. Следовательно, понятие учитель включает в себя понятие критик. Способность суждения критики и для педагога не менее важна, чем критика способности суждения для мыслящего человека вообще".*

*Нейгауз Г.Г. Размышления, воспоминания, дневники. - М.,1983. - С.48.

       Одним из актуальных направлений, разрабатываемых современной педагогической наукой, является проблема критического мышления. Она обусловлена, прежде всего, тем, что огромный поток информации самого разного свойства и качества, порой полярные, противоречие мнения и суждения различных авторитетов по жизненно важным для человека любой профессии вопросам и необходимость самому принимать решения заставляет его так или иначе использовать стратегии и технологии, которые ещё 10-15 лет тому назад были бы совершенно невостребованы и которые коротко можно назвать критическим стилем мышления.

       Традиционная образовательная модель не обладает достаточно широкими возможностями в формировании навыков мышления и рассуждения и очень мало способствует выработки умений рассуждать логично, критично, контекстуально, аргументативно, диалогично. Приобретаемые к концу обучения навыки разумного рассуждения, недостаточны для полноценного функционирования человека в современном обществе, в условиях постоянно и быстро изменяющего окружающего мира.

        "Целью образования должно быть производство разумных, здравомыслящих индивидов. Многие не приемлют такую цель на том основании, что она преувеличивает значимость, как обучаются и недооценивает значимость того, что следует знать", - утверждает профессор Колумбийского университета Липман М., - Мы нередко встречаем людей образованных, но не умеющих делать суждения. Но я не могу себе представить разумно мыслящего человека, не владеющего определённым количеством содержательного знания, которое надлежит знать разумной личности".* Привычное понимание термина "образованный человек" в смысле "обученного" и "знающего" несёт на себе знак устаревшей информационной модели образования. Однако до сих пор интеллектуальность и образованность личности часто отождествляют только с количеством знания.

*Липман М. Обучение с целью уменьшения насилия и развития миролюбия.// Философия для детей - М.,1996.

       Сегодня, педагоги ставя главный вопрос о том, как лучше всего подготовить учащихся к демократической жизни в ХХI веке, понимают что важно не только изучение предметного содержания, но и его аналитическое переосмысление.

       Другими словами, целью современного образования является создание таких педагогических структур и технологий, при которых учащиеся научатся мыслить в критико-творческой манере.

       Трудно представить себе профессию, овладев которой человек-профессионал совершенно был бы лишён необходимости мысленно анализировать, сопоставлять, рассуждать и принимать собственное решение. И даже если есть необходимость в такого рода деятельности, то лучше предоставлять их роботам, чем предоставлять их человеку, делая из него робота.

       В конце концов, человек сам рано или поздно научится критически мыслить в силу того, что он живёт в современном обществе с его сложностями и противоречиями, обусловливающими принятие или непринятие того или иного решения, необходимость того или иного выбора, а, следовательно, умения мыслить, рассуждать, применять знания в действии.

        Главное условие успешного использования педагогами технологий, направленных на развитие критического мышления, является собственное понимание и принятие учителем идеи о необходимости развития критического мышления. Кроме того, чтобы научить детей критически мыслить, учитель должен сам уметь это делать. Значит необходимо развивать критическое мышление педагогов.

       Об актуальности и необходимости активного формирования критического мышления на всех уровнях образования и профессиональной деятельности заговорили учёные, педагоги-практики. Особое внимание разработке данной проблемы придают российские учёные. Исследователи проблем высшей школы А.В.Коржуев и В.А.Попков предлагают и основываются на следующем определении критического мышления:

        "Критическое мышление - это специфическая форма оценочной деятельности субъекта познания, направленной в самом общем смысле на выявление степени соответствия (или несоответствия) того или иного продукта принятым эталонам и стандартам, включающей специфические процедуры и способствующей смысловому самоопределению субъекта познания по отношению к разнообразным проявлениям мира и его продуктивному преобразованию".

       Актуальность проблемы развития критического мышления педагога-музыканта напрямую связана с ролью критического мышления в музыкальном исполнительстве, которая является основополагающей. Основанием этому научному выводу служит то, что суть любого исполнительского процесса заключается в реализации необходимой триады действий: исполнение - слуховой контроль - самооценка. Говоря словами П.Казальса, весь исполнительский процесс протекает по формуле: "Я играю, я слушаю, я сужу себя". Эта сущность процесса музыкального исполнительства обосновывает и подтверждает необходимость особого внимания на формирование критического мышления музыканта.

       Выдающиеся педагоги-музыканты, исполнители и учёные указывали о дидактической необходимости критического мышления в процессе музыкального обучения.

       Б.Асафьев так определял роль и возникновение критической мысли в процессе музыкального восприятия: "Итак, воздействие на личность, полученное впечатление, желание повторности, узнавание впечатлений, полученных другими, сравнение впечатлений, возникновение суждений оценки, борьба за мнения, установка ценности - вот, вкратце, стадии, какие проходит в сознании воспринимающих музыкальное произведение, воздействие которого оказалось настолько выразительным, что вызвало вокруг себя критическую мысль".*

*Асафьев Б. Задачи и методы современной музыкальной критики.// Критика и музыкознание. Вып.3.- Л., 1987. - С. 220.

        Начнём с "функций критики как посредника между творчеством (вместе с исполнительством) и восприятием. Известно, что без их тесного и активного взаимодействия, без наличия между ними не только прямой, но и обратной связи музыкальная культура функционировать не может".*

*Сохор А. Общие вопросы музыкальной критики..// Критика и музыкознание.М.-Л.,1975. - С. 5.

       В процессе музыкального обучения часто приходится наблюдать, как у учащихся-музыкантов при очевидных успехах и достигаемых результатах появляются сомнения, колебания, неуверенность в своих силах, а иногда и разочарование. Причина такого явления в том, что чем больше знаешь и умеешь, тем больше сомневаешься, начинаешь предъявлять к себе больше требований, относиться к себе строго критически. Как это ни парадоксально, но, в сущности, уверенность имеешь тогда, когда мало знаешь. С приобретением знаний и умения растёт и сомнение. В таких случаях задача педагога состоит в том, чтобы из подобного рода сомнения сформировать нечто полезное, способствующее дальнейшим успехам ученика.

        Нельзя успокаиваться на достигнутом, необходимо быть истинно взыскательными, так как взыскательность к себе, к своей деятельности - мерило вкуса и движение к совершенству.

        В процессе работы педагога со студентом в классе по специальности значительная роль принадлежит музыкально-теоретическому анализу. Без анализа невозможен профессиональный подход к оценке художественных достоинств музыкального произведения, его интерпретации. В самом существе педагогической и исполнительской работы содержатся элементы критики, так как, высказывая суждения, мы даём оценку, оценивая - критикуем.

       Главное в педагогике внимание к студенту, изучение его возможностей, воспитание умения самостоятельно мыслить при неустанном самокритичном отношении к себе.

       В отношениях между педагогом и учеником необходимо обоюдное доверие, строгость взгляда. Нужна критика, анализ педагога. Художественная критика, будь она положительна или отрицательна, - это тоже сотворчество, так как имеет цель создание искусства.

       Проблема критического мышления в музыкально-педагогической науке имеет свою особую специфику. Она, прежде всего, заключается в том, что её необходимость как интегративного компонента в деятельности педагога-музыканта, является следствием самого процесса музыкального обучения. А именно, необходимость критического мышления педагога-музыканта формируется в самом процессе музыкального обучения с самого раннего возраста. Это происходит в силу самой специфики музыкального обучения, так как требуется постоянный, предельно отточенный слуховой контроль, обусловливающий функцию критики, оценки.

       Без такого собственного аналитически-слухового критического контроля - процесс музыкального обучения неэффективен. И чем глубже, тоньше и качественнее собственная слуховая оценка, тем выше уровень критического мышления и тем выше уровень музыкально-профессионального мастерства.

       Практически любая исполнительская деятельность основывается на самоанализе и оценивании собственного исполнения. Критическое слуховое осознание необходимо и в процессе восприятия музыки. Как подчёркивает исследователь проблем школьного музыкального обучения и воспитания Ю.Б.Алиев критическое избирательное отношение к разнообразным музыкальным явлениям является необходимым компонентом музыкальной культуры школьника.

       Способность критического мышления является необходимым элементом любой музыкальной деятельности и необходимым условием эффективности всего процесса музыкального обучения и воспитания.

       Постепенно совершенствуясь в течение всего периода обучения, эта способность приобретает особую сложность на стадии высшего профессионального образования, так как к способности анализировать и критически оценивать собственное исполнение и развитие прибавляется способность критически осознавать себя как будущего педагога, свою практику и опыт педагогической деятельности. Т.е. приобретается умение критически осмысливать не только собственные исполнительские, но и педагогические навыки.

        Так, например, исследователь проблемы критического мышления в профессиональном самостановлении преподавателя высшей школы В.А.Попков отмечает, что оно не является неким узкоспециализированным моноконструктом, и его можно представить в виде тезисов:

        - критическое мышление есть важнейшее, самоценное качество личности, не компенсируемое тем или иным сочетанием других её качеств, и одновременно необходимое условие её эффективного социального и профессионального функционирования. В связи с этим актуальна разработка методик и технологий формирования и развития критического мышления различных субъектов высшего профессионального образования

        - критическое мышление есть непременный атрибут научного исследования вообще и исследования в области педагогики высшей школы в частности, а критическое осмысление объектов и процессов вузовской педагогической действительности можно в некотором приближении назвать методом или приёмом научно-педагогического исследования, так или иначе применяемым на различных его этапах.

       Далее исследователь указывает, что анализ профессиональной деятельности выпускников высших учебных заведений показывает, что она отнюдь не ограничивается теми компонентами, которые непосредственно соответствуют названию профессии или конкретной специальности… - во многих областях профессиональной деятельности выпускник сталкивается с необходимостью в той или иной мере осуществлять и педагогическую деятельность; и проявления педагогической составляющей бывают самые различны.

        На основе сделанных выше обобщений и анализа собственного эмпирического опыта, становится очевидным, что проблема критического мышления в музыкальной педагогике может и должна исследоваться с учётом специфики музыкального обучения, а также с учётом определённых различий и требований к формированию критического мышления на разных стадиях обучения: на уровне среднего, высшего, а также на уровне профессиональной музыкально-педагогической деятельности.

        Современные требования музыкального образования, предъявляемые к учащимся более обширны, что напрямую связано с увеличением объёма учебного материала, и потому уже на ранних этапах обучения возникает необходимость развития аналитических навыков, формирования критического мышления.

       Критическое мышление музыканта это более объёмное, более сложное и интегративное свойство, развитию которого музыкальная дидактика предъявляет особые требования. Можно уверенно предположить, что необходимость развития элементов критического мышления в процессе музыкального обучения с самого начала музыкального обучения, будет способствовать эффективности его формирования, наряду с развитием эмоциональной отзывчивости.

       Практика показывает, что тем раньше музыкант подключает и активизирует собственное самостоятельное и осознанное критическое мышление, тем интенсивнее и эффективнее оно прогрессирует в процессе его дальнейшего обучения и тем меньше наблюдается затруднений, сомнений и тем больше опыта сознательный умений.

       Многие педагоги-музыканты, считают, что подключение таких процессов в раннем возрасте преждевременно, так как они могут отрицательно повлиять на развитие эмоциональности ученика (заглушить, подавить непосредственное эмоциональное восприятие ребёнка), его музыкальности. Однако, суть не в том, чтобы активизировать участие сознания в музыкальном обучении в ущерб эмоциональности, а в органичном соответствии на начальном этапе музыкального обучения рационального и эмоционального подходов. "Истинное вдохновенье - это предельная, эмоциональная искренность и глубокий интеллект, артистический темперамент и сознание, свобода и дисциплина, непосредственность и самообладание, это великолепная природа и отточенное мастерство, это, наконец, настоящий, яркий талант и умный труд. Действительно, "разум и чувство - две силы, равно нуждающиеся друг в друге, мёртвые и ничтожные одна без другой…"

       В единстве "разума чувства" и "мудрости сердца" - вся сила воздействия искусства великих артистов. В умении проверять чувство разумом, направлять контролем интеллекта выражение самой бурной, открытой эмоциональности - смысл их творческого метода".*

*Пазовский А.М. Записки дирижёра. - М.,1966. -С. 77-78.

       Таким образом, мы приходим к выводу о том, что критическое мышление современного музыканта являясь одной из актуальных проблем музыкальной педагогики, обусловливает необходимость специального дидактического подхода, предполагающего раннее и целенаправленное его формирование.

       Педагогическая наука рассматривает критическое мышление как "специфическую форму оценочной деятельности субъекта познания" и если представить, что музыкально-педагогическая деятельность выступает как интеграция творческой, профессиональной и социальной активности, то становится очевидным, что критическое мышление педагога-музыканта - это, прежде всего, сложная интегративная способность оценочного характера, реализуемая в познании собственного творчества, собственного преподавания и личного совершенствования. То есть, если представить личность педагога-музыканта как сочетание творчества, педагогики и гражданственности, то соответственно этим основополагающим компонентам формируется и его критическое мышление.

       В процессе профессионального становления личности педагога-музыканта и формирования его критического мышления анализу и самооценке подвергается его и творческая, и педагогическая, и личностная позиции. При этом, следует отметить, что роль оценочного познания одинакова по отношению ко всем показателям личности, не отдаётся предпочтение какому-либо одному из них. Нельзя формировать критическое мышление как собственное осознание и оценка музыкально-творческого или музыкально-педагогического потенциала, оставляя без внимания процесс личного самосовершенствования, познание и оценку собственного поведения и становления как социально-значимой личности, как представителя одной из самых гуманных человеческих профессий.

       Как показывают социологические исследования, из тысяч ежегодно опрашиваемых студентов-первокурсников примерно 85% стабильно отдают первое место такому педагогическому качеству, как справедливость. Требовательность занимает второе место. Знание предмета - только третье. Места в первой десятке занимают нравственные качества учителя: доброта, доверие к учащимся, вежливость, скромность, простота, чуткость, организованность, нравственная чистота.

       Личные качества и достоинства педагога ценятся учащимися гораздо больше, чем профессиональные или творческие. Результаты анкетирования показывают, что учащиеся на вопрос "Что бы ты хотел пожелать своим учителям?" очень осторожно намекали на недостатки своих учителей. Больше всего на нравственную чёрствость, несправедливость, нежелание считаться с коллективом, на грубость, на публичное унижение.

       Никогда нельзя забывать простую истину: хороший учитель тот, у кого хотят учиться. И потому так важен акцент, который мы делаем на то, что процесс формирования критического мышления педагога-музыканта предполагает интегративную самооценку его творческого, профессионального и личностного становления. Критический стиль мышления в той или иной мере формирует самооценку преподавателем степени сформированности у себя тех или иных профессионально и социально значимых качеств. А самооценка, как известно, - одно из центральных психологических личностных образований. Она в значительной мере определяет возможности эффективной социальной адаптации личности, является регулятором её поведения и деятельности.

       Несколько иначе выглядит процесс развития критического мышления учащегося-музыканта. В данном случае, наиболее главным видится акцент на самооценку музыкально-творческой учебной деятельности и на самооценку личностных, социально значимых качеств. Однако, практика работы показывает, что постепенное предоставление учащемуся возможности самому анализировать и оценивать хотя бы простейшие элементы собственной работы за инструментом, не только способствуют развитию фундамента, на котором активно развивается его самостоятельность и критическое мышление, но и интенсивно развиваются в целом музыкальные способности и, в частности музыкальное мышление.

       Если важно учить учащихся мыслить критически, то это надо вводить в практику учебного процесса. Не следует полагать, что учащиеся придут к эффективному критическому мышлению естественным путём или потому, что им будет сказано, что это важно. Критическое мышление не формируется в результате передачи рецептов. Для того чтобы действительно стать критически мыслящими, нужно попробовать мыслить критически.

       Умение самостоятельно мыслить, рассуждать, избирать тот или иной вариант действий на основе осмысленно принятого решения не может возникнуть спонтанно, оно формируется в процессе целенаправленной работы с помощью конкретных приёмов, которые в комплексе и могут представлять специальную методику формирования критического мышления учащихся.

       Главный вопрос, который должны задать себе педагоги - как лучше всего подготовить учащихся к демократической жизни в двадцать первом веке? Хотя изучение предметного содержания важно, но это не самая главная часть учебного процесса. Собственно педагогическая задача при анализе мышления состоит в том, чтобы переструктурировать образовательный процесс и технологии таким образом, чтобы научить людей мыслить в критико-творческой манере.

       Музыкально-критическое мышление есть необходимое качество музыкального сознания. Оно является необходимым элементом любой музыкальной деятельности, в том числе и педагогической и представляет собой способность, оценивая, анализируя и размышляя над различными явлениями музыкального искусства, выражать и вырабатывать на этой основе собственные представления, суждения и умозаключения, которые и становятся фундаментом его дальнейшего эффективного развития.

       Формирование критического мышления на стадии обучения способствует дальнейшему развитию этой способности на стадии профессионального становления личности. Критическое мышление педагога также требует применения особых технологий обучения, при этом одних теоретических разработок "готовых рецептов" недостаточно. Практика показывает, что необходимы конкретные и соответствующие действия.

       Чтобы включить технологии обучения, основанные на активных методах обучения, в арсенал своих собственных форм деятельности, их надо, прежде всего, испытать на себе, "прожить" их в качестве ученика. Однако, после "проживания" учебного занятия с использованием таких технологий необходимо проводить анализ учебного занятия, цель которого - раскрыть суть тех методов и приёмов, которые использовались на данном занятии.

       Это способствует тому, что человек активно включается в процесс "добывания" знаний, развития мышления и способности наблюдать за своим мышлением. Участвуя в такой работе, преподаватель учится определять, подходит ли данный приём для решения той или иной педагогической задачи, и в какой логике нужно выстроить приёмы, чтобы эти задачи решить. Происходит как бы объединение теоретической и практической готовности учителя к осуществлению педагогической деятельности.

       В настоящее время педагогической наукой разработаны современные технологии, направленные на развитие критического мышления педагогов.

       Например, традиционной модели практики как "ученичества", где обучающийся копирует опытного учителя-мастера, Д.Дьюи противопоставляет принципиально новую модель практики в логике лабораторного подхода, который изначально ставит обучающегося в положение исследователя, стимулирует развитие его рефлексии. Практика здесь выступает как инструмент, позволяющий увидеть реальность и необходимость теоретического обучения.

       Модели учения посредством опыта дают возможность учителю овладеть инструментом создания, конструирования и реконструирования их профессионального знания.

       Таким образом, развивать критическое мышление педагогов необходимо и возможно через организацию курсовой подготовки в системе повышения квалификации учителей, основанной на вышеуказанных идеях.

       Наиболее подходящими при этом являются интерактивные технологии и формы обучения такие, как групповая работа, учебный диалог, дискуссия, ролевые и деловые игры, а также - технология "Развитие критического мышления через чтение и письмо", авторами которой являются Дж. Л. Стил, К.С.Мередит, Ч.Темпл, С.Уолтер. Американские учёные-педагоги изначально исходили из необходимости научить людей сотрудничать, работать на равных и, в то же время, главенствовать, руководить, уметь проявлять инициативу, проводя в жизнь свои идеи, уметь увязывать основополагающие, "вечные" принципы с быстроменяющимися ситуациями, т. е. концентрировали внимание на тех "надпредметных" умениях, которые необходимы каждому человеку. Критическое мышление они понимают как творческое, аналитическое и конструктивное мышление.

       Анализируя существующий опыт изучения данной проблемы, становится совершенно очевидным, что разработка специальной технологии формирования критического мышления педагога-музыканта должна опираться на практический опыт, накопленный в мировой образовательной системе, а также специфику процесса музыкального обучения и воспитания.

harmony.musigi-dunya.az