Главная

Архив

Тематические разделы
Музыка в Израиле
Классическая музыка
Современная музыка
Исполнительское искусство
Музыкальная педагогика

Оркестры, ансамбли, музыкальные театры

Афиша

Наши авторы

 Партнёры

Реклама

Контакты

 

 

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Тамилла Кенгерлинская

"Я думаю о том, что уже вместе с азбукой ребёнок
должен бы знакомиться с основными звуками гаммы так же, как
с основными красками спектра. Это сделает его богаче, сильнее,
разностороннее. Потом, позже он поймёт, что сочетание красок даёт ему
ощущение колорита, а сочетание звуков - чувство гармонии, мелодии... И
пусть он в дальнейшем не станет ни художником, ни музыкантом:
вы ведь не определяете будущую профессию ребёнка, когда
читаете ему стихи Пушкина! Пусть дети умеют просто слушать Музыку!
Поверьте это откроет перед ними огромную, неведомую страну прекрасного,
куда многие из них отправятся в поиски счастья и
радости не только для самих себя, но и для всех людей..."

Кара Караев.

      Возможность по-новому осветить потенциальные возможности музыкального обучения возникла на основе некоторых наблюдений за современным процессами человеческой жизнедеятельности. Источниками этих наблюдений были наиболее яркие и характерные жизненные ситуации, встречи, события. Одно из них мы приведём в форме небольшого пролога.

      В долгих поисках профессиональных и опытных репетиторов по физике и математике, мы, наконец, пришли в семью педагогов (супруг - бывший учитель физики, супруга - педагог математики). Оба пожилого возраста, прекрасные специалисты и истинные интеллигенты.

      В гостиной стоял настоящий комнатный рояль Беккер, переживший все тяжелейшие материальные и моральные стрессы переходного постсоветского периода. Помимо этого уцелевшего шедевра совершенно уникальная коллекция граммпластинок, книг и различных вещей, сделанных собственными руками. Кульминацией нашего удивления было вполне профессиональное исполнение на рояле педагогом физики сочинений любимого Дж.Гершвина, К.Караева, а также произведений других классиков.

      Испытанные нами ощущения было трудно передать. Помимо высокопрофессиональных знаний в своей области, они владели просто уникальными познаниями в самых различных областях науки, культуры, искусства, религии. С ними можно было часами беседовать и поражаться широте, логике, красоте их мыслей и чувств.

      Познакомившись ближе, я пришла к мысли о том, что эти люди стали реальным воплощением идеи о всесторонне развитой и гармоничной личности.

      Лет 20-30 назад одним из самых распространённых форм художественного образования было музыкальное, которое осуществлялось не только в детских музыкальных школах и в различных музыкальных учреждениях, но и в средних общеобразовательных школах. Во всех бывших союзных республиках осуществлялись поистине широкие задачи музыкального воспитания и образования масс, направленные как на общее (любительское) так и частное, профессиональное. Анализируя прошлые достижения в этой не простой области, важно отметить, что та и другая форма не представляла между собой такого резкого контраста, который мы наблюдаем в настоящее время.

      Сегодня ещё можно встретить людей старшего поколения, которые не имея никакого прямого отношения к музыкальной профессии, будучи специалистами в совершенно разных отраслях, проявляют высоко развитый музыкально-эстетический вкус, ощутимый интерес к классическому музыкальному наследию; их уровень музыкальной образованности и воспитанности поражает нынешнее поколение, которое в недоумении удивляется тому, что эти познания они приобрели в процессе общего социального и культурного развития, не имея специального музыкально-профессионального образования.

      Классическую музыку как эстетическую ценность признавало всё общество и это в свою очередь сказывалось на общем эстетическом и духовном уровне развития социума. Но только ли на духовном и эстетическом? Об этом никто не задумывался.

      Новые экономические отношения в современном обществе обусловили и новые условия реализации человеческих возможностей и способностей. Не многие современные специалисты смогли противостоять трудностям, связанным с кардинальными преобразованиями в обществе, но немало и тех, кто смог преодолеть их, найти широкое применение своим способностям и успешо реализовать свой профессиональный потенциал в самых различных областях и сферах человеческой деятельности.

      Длительные наблюдения и проведённые социологические опросы, свидетельствуют о том, что многие среди тех, кто смог проявить активную профессиональную мобильность, инициативу, организаторские способности в прошлом занимались музыкой, учились в детских музыкальных школах, училищах, кружках самодеятельности. Другими словами, их занятия музыкой способствовали не только воспитанию творческого мировосприятия и сознания, но и воли, целеустремлённости, трудолюбия, инициативы, самостоятельности, умению предвидеть ситуацию, верно различать главное от второстепенного, и многие другие качества, столь важные и значимые в любой профессиональной деятельности.

      Именно эти, столь социально значимые в настоящее время и важные для каждого профессионального специалиста качества, могут успешно развиваться в процессе музыкального обучения.

      В научной и методической литературе достаточно широко освещён вопрос о роли музыки в формировании всесторонне и гармонически развитой личности, о её роли в эстетическом и нравственном воспитании школьников, о необходимости музыкального воспитания, активизирующего художественно-творческие способности учащихся. По данной проблеме издано немало полезных и ценных с точки зрения как методики музыкального обучения, так и теории музыкального воспитания, научных и методических трудов.

      Цель нашего обращения к данному вопросу состоит в том, чтобы осветить роль и влияние музыкального обучения в свете современных социальных потребностей. А, именно, показать не только общепризнанную роль и влияние музыкального искусства и музыкального воспитания "на умы и сердца людей", но и современные перспективы музыкального обучения в формировании социально и профессионально-значимой личности.

      Под этой терминологией рассматривается комплекс важных и необходимых качеств и свойств современной личности, ориентированный на высокий уровень его профессиональной и социальной значимости. Нас интересует каким образом и насколько процесс музыкального обучения может влиять и активизировать профессионально-значимые качества личности современного специалиста? Каковы перспективы музыкального обучения в этом направлении, являющемся на сегодня одним из актуальнейших проблем современного образования и обусловленных целью и потребностями современного общества?

      В новых общественно-социальных условиях система высшего профессионального образования должна учитывать, что между общим и профессиональным образованием сегодня стремительно "вырастает всё более мощный слой образовательных компонентов, которые нельзя отнести ни к общему образованию, ни к собственно профессиональному - эти компоненты необходимы сегодня в любой трудовой деятельности и получили название "базисных квалификаций". Это владение "сквозными" умениями: работы на компьютерах, пользования базами и банками данных, это знание и понимание экологии, экономики и бизнеса, финансовые знания, коммерческая смекалка, умения трансфера технологий ("переноса" из одних областей в другие), навыки маркетинга и сбыта, правовые знания, знания патентно-лицензионной сферы, умения защиты интеллектуальной собственности, знание нормативных условий функционирования предприятий различных форм собственности, умения презентации технологий и продукций, знания иностранных языков".[1]

      Данный вывод подтверждается и зарубежными исследованиями высшего профессионального образования. Так, например, Э. Тоффлер указывает, что усложнение технических задач, которые приходится решать современному инженеру, требует его сосредоточения на той или иной узкой проблеме, т. е. специализация, однако рост параметров неопределённости в системе постиндустриального общества делает эту ориентацию инженера рискованной. Э. Тоффлер пишет, что современной экономике обязательно понадобятся люди, которые не имеют навыков в какой-нибудь пожизненной специальности, а могут перемещать свои идеи из одной сферы в другую. Вникая в суть вышесказанного, для несведущего человека становится совершенно очевидным, что музыкальное обучение не может иметь никакого отношения к формированию тех качеств, которые требуются современному специалисту, что оно - это безусловно удел либо "одарённых" кому суждено или прославиться, или прозябать, либо тех, кто не ценит своё время и деньги.

      С позиций современных общественных потребностей и интересов общее музыкальное образование стало терять ценность и свою значимость, оно не способно в настоящее время конкурировать ни с компьютерами, ни с изучением иностранных языков и т.п. Оно стало сдавать свои позиции в распределении свободного времени современного школьника, который предпочитает иные формы применения своих интересов и потребностей. Но это происходит от незнания колоссальных возможностей, которыми обладает процесс музыкального обучения для формирования современных профессионально-значимых качеств личности.

      И наш акцент на данном вопросе связан прежде всего с тем, чтобы показать насколько многогранны перспективы общего музыкального образования для подрастающего поколения, насколько активно влияет процесс музыкального обучения на формирование универсальных качеств и свойств, необходимых в любой профессиональной деятельности.

      Ещё в начале ХХ века Б.В.Асафьев в своей статье "Музыка в современной общеобразовательной школе" писал о двух компонентах влияния музыкального обучения, которые мы позволим себе охарактеризовать как эстетический и социальный.

      "Что восприятие и наблюдение музыки могут привести к художественной оценке и к повышению уровня вкуса - в этом нет сомнения.(Эстетический компонент -Т.К.) Но не в оценке и не во вкусе центр тяжести. Опираясь только на них, трудно определить границы её использования как школьного предмета. И художественная оценка и вкус должны вырабатываться в процессе наблюдения, но они не должны обращаться в преднамеренный замысел, в предвзятую цель, на которой строится программа. Если музыка - жизненно насущное и здоровое явление, то не надо начинать восприятие его и наблюдение за ним с эстетических предпосылок.

      Закат солнца - красивое зрелище, но не в нём одном (то есть не в красоте зрелища) дело. Есть в созерцании заката более существенная сторона, чем простое любование. Это - наблюдение, обогащающее жизненный опыт и повышающее степень жизневосприятия и жизнерадостности. Точно так же и музыку, взятую как созерцаемое явление, можно и должно попытаться вывести за пределы гипнотического погружения в неё ради эмоционального внушения, исходящего от неё.

      Такое пассивное погружение - вредно, ибо не актуально и не динамично. Оно не даёт роста жизненным силам, а только возбуждает их, как возбуждают и отравляют наркотики. Если попытаться, однако, наметить в наблюдении музыки фактор, обусловливающие пробуждение и развитие социально-ценных психологических состояний у воспринимающих субъектов, то тем самым определится воспитательное значение данного явления, его место в школе как общеобразовательного предмета…"[2]

      Б.В.Асафьев определяет значение музыки в музыкально-интонационной природе. В её ритмической организации. В актуальности движения звучаний и в динамике процесса звучания. Он считает, что музыка как наблюдаемое (а не пассивно воспринимаемое) явление может содействовать укреплению и развитию у детей инициативы, организаторских способностей, находчивости, критического мышления, социальных навыков и ведёт к обогащению жизненного опыта - к привычке мыслить не только понятиями, но и звуковыми представлениями разной степени сопряжения и разной силы напряжения.

      "Обывательское представление о хорошем слухе даёт лишь констатирование факта хорошего с л ы ш а н и я и пассивного запоминания. Но музыкальный слух есть, прежде всего, наблюдение и усвоение ритмически и динамически организованных с о о т н о ш е н и й звучащих элементов. Только здесь начинается актуальное, обогащающее жизненный опыт восприятие музыки как искусства.

      Я умышленно вкратце изложил психологическую сторону музыкального процесса (течение потока звуков и его восприятие), потому что из этого вытекает значение музыки как организующей силы. В самом деле, из характера и смысла предложенных выше основных тезисов воспитания: развитие инициативы, организаторских способностей, находчивости и критического отношения (подчёркнуто нами - Т.К.) - видно, что присущие музыке основные свойства не только не могут заглушить то, что особенно желательно развивать, но, наоборот, пожалуй, никакое другое искусство не в состоянии содействовать этому направлению развития в такой сильной степени, как музыка, именно благодаря своеобразию её ритмоинтонационной организации".[3]

      Музыке всецело присущ динамизм, и потому наблюдение её ведет за собой установку сознания не на единичные предметы и их свойства, как "отдельности", а на взаимозависимость и сопряженность явлений, - как это обычно происходит при наблюдениях за свойствами явлений только ощутимых, но невидимых. Никакие свойства предметности (объём, тяжесть, вес, окраска) не свойственны музыкальным явлениям, и их прохождение перед нашим сознанием подобно ощущению тока то более сильного, то более слабого - словом, различной степени звукового напряжения. Тем самым наше внимание направляется не на отдельные качества, а самый процесс движения, его организацию и его динамику.

      Всё это как раз и составляет важнейшие стимулы, помогающие сознанию ориентироваться в жизни. В особенности в современной жизни с её вихреобразным темпом и сложными ритмами, в жизни, требующей постоянной инициативы, находчивости и организационных способностей. В жизни напряженной, при чрезвычайно запутанно комбинированном взаимодействии явлений, взывающих к постоянной бдительности, настороженности и критическому анализу. Последний лучше вырабатывается при наблюдении интенсивно ощутимых, но невидимых свойств явлений и самих явлений, чем при статистической классификации отдельных объектов(кстати отмечу, что здесь именно кроется глубокое различие между наблюдением в естествознании и наблюдением в музыке)."

      В современной жизни иногда менее полезна тяжело давящая статистическая сумма знаний, чем постоянная готовность и умение учесть соотношение явлений и проявить предусмотрительную инициативу. Чутьё в о з м о ж н о г о направления движения на основании д а н н ы х соотношений глубоко присуще музыкальному сознанию, ибо привычка устанавливать, прежде всего, связь между организующими звучание элементами и контролировать логическое продвижение голосов и гармоний, в их взаимодействии и сопряженности, вырабатывает инстинктивное стремление к обобщению происходящих явлений и предвидению последствий. На этом вообще основаны факты предчувствия и предвосхищения, присущие людям музыкально-художественной организации".[4]

      Мысли Б.В.Асафьева, высказанные в период экономического и социального кризиса и направленные на осуществление реформ в области образования того времени, во многом актуальны и сегодня. Опираясь на его идеи о значении музыкального обучения школьников, мы вправе определить следующие два основных тезиса по данному вопросу:

      1.Процесс музыкального обучения не ограничивается влиянием на развитие духовного совершенства, эстетического сознания, художественно-творческого воспитания учащихся.

      2.Процесс музыкального обучения способствует развитию профессионально и социально-значимых качеств и свойств личности. Таких как профессиональная мобильность, организаторские способности, предприимчивость, инициативность, упорство, трудолюбие, усидчивость и т.д.

      "Человек, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, цепью рефлексов углубляет свой жизненный опыт и становится иным по психическому складу, чем человек, только подражающий актам других.

      Если предположить, что психический механизм человека наполняет жизнь непрерывной цепью рефлексов, навыков, инстинктов и сознательных поступков, в которых интеллект проявляет своё право отбора и разумного выбора возможностей, и что процесс этот ощущается и чувствуется как процесс душевных состояний различных степеней напряжения - то в музыке, как наиболее эмоциональном искусстве, можно предполагать полное отражение психической деятельности.

      Поэтому музыкально-педагогическая работа, идущая в направлении сознательного усвоения музыки и использования тех её сторон, которые содействуют укреплению в психике социально-ценных качеств (организаторских способностей, критического чутья, чувства солидарности, находчивости и инициативы), (подчёркнуто нами -Т.К.) должна двигаться выше намеченным путём: от учёта прирождённых расположений, способностей и наличия общемузыкального инстинкта к постепенному усвоению всё более и более сложных слуховых н а в ы к о в, к развитию творческих инстинктов и, наконец, к сознательно-критической оценке музыкальных восприятий".[5]

      Современные процессы в обществе, ориентированные на непрерывное профессионально-личностное становление человека, обусловливают актуальность проблемы изучения и исследования перспектив и тех потенциальных возможностей, которыми обладает музыкальное обучение для современного социально-значимого специалиста.

      Данная проблема безусловно требует специального и объемного исследования, в котором более широко и конкретно были бы изучены необходимые качества и свойства современной профессионально и социально-значимой личности, а также подробно исследованы возможности и перспективы процесса музыкального обучения в данном направлении.

      Важно отметить, что если современный ребёнок или подросток, обучаясь музыке, не проявляет при этом особой музыкальной одарённости и не готовится стать профессиональным музыкантом, то это вовсе не означает, что он мог бы с большей пользой проводить время, затрачиваемое им на занятия музыкой, которое не принесёт ему пользы в другой профессии. Безусловно, любая, не только музыкальная, творческая деятельность ребёнка влияет на развитие вышеназванных личностных качеств, но в музыкальной деятельности, осуществляемой качественно и полноценно, они развиваются наиболее активно и интенсивно, особенно в детском возрасте.

      Так как, именно в познании динамики музыкального процесса, в умении уловить неповторимую суть музыкально-процессуального движения заключается концентрация и активное взаимодействие умственных и эмоциональных человеческих возможностей и способностей . "Музыка - украшение жизни и одновременно источник высокого вдохновения. Быть может, никакому другому искусству не дана такая могущественная, окрыляющая сила, возвышающая мысль и чувство (во взаимодействии - Т.К.), такая безграничная, в сущности, способность к тончашему психологическому анализу и одновременно - к созданию эмоциональной атмосферы коллективного, массового, объединяющего".[6]

      Сегодня, особенно важно поднять престиж классической музыки, возродить традиции отечественного музыкального воспитания и образования подрастающего поколения, привить им истинное познание музыки, как глубоко действенного процесса, при котором её не просто слушают, а слышат и активно сопереживают. Безусловно, современная тенденция к бездумному и поверхностному восприятию музыки обусловленна потерей общественного интереса к классическому музыкальному наследию.

      Проблема не в том, что музыку стали слушать меньше, наоборот, её стали больше именно слушать, а не "слышать". Процесс восприятия музыки сегодня стал терять силу своего потенциального духовного воздействия на личность, на "умы и сердца людей", в нём преобладает потребительское, чисто физическое начало, основанное на удовольствии, наслаждении, расслаблении.

      В наше время всё труднее становится переубеждать обучающего, что подлинное искусство, - это вовсе не то, с помощью которого ублажают и обслуживают, а та совокупность произведений, которая может изменить дух, пробудить честность, бескорыстие и толерантность.

      Активное влияние музыкального обучения на развитие социально и профессионально значимых качеств личности подтверждает, что от сегодняшнего решения проблем музыкального воспитания и обучения, будет зависеть не только уровень духовного и эстетического оздоровления современного социума, но и рост общего уровня человеческого профессионализма. Возрождение достойного отношения к высокому музыкальному искусству во многом может и должно опираться на преемственные связи с положительными тенденциями прошлого.

      И, в заключение: хочется верить, что и наше поколение сможет сохранить и приумножить традиции духовой культуры народа, а будущее поколение будет также поражаться богатству и красоте человеческой духовности и нравственности, о которой мы упомянули в прологе.