Главная

О нас

№ 62 (ноябрь 2017)  

Архив

Тематические разделы

Музыка в Израиле
Классическая музыка
Современная музыка
Музыка по жанрам
Исполнительское искусство Музыкальная педагогика
Литературные приложения
Видеотека

Оркестры, ансамбли, музыкальные театры

Афиша

Наши авторы

 Партнёры

Контакты

 

            

Приложение

ИЗ ЦИКЛА "IMPRESSIONS"

 

Марина Чистова

Осеннее, или Дежавю

 

 П.Чайковский. «Октябрь. Осенняя песнь»

из цикла «Времена года» для фортепиано

 

Был тихий дождь.

Я помню, осень была.

Помню аллею, золотую, широкую. Чёрное мокрое зеркало-асфальт, и в нём – отражение этой осени. И это уже было когда-то…

Я шла по этому зеркалу медленно и осторожно. Как в сказочном зале из далёкого сна проплывали деревья, к моим ногам падали их золотые слёзы: всё зеркало было усыпано ими. Они мешались со слёзами неба, и всё сливалось в один долгий, тихий плач.

Я помню, была счастлива. Душа моя растворялась в тихой песне дождя и пела вместе с ним о вечном: что после смерти я всё равно буду жить и однажды упаду золотым листом к ногам идущего по этой аллее, вот также, как я сейчас.

             ... яркий свет, звуки... тёмная гладь воды, синева, облака, ветер в лицо… и смех, и птицы, и солнце, и впереди надежда и радость...

Всё как бы прощалось и говорило: «Помнишь, помнишь?.. Всё когда-нибудь кончается, и каждое мгновение неповторимо. Но есть такое чудо – память. Теряя что-то в жизни, ты обретаешь это в памяти своей. Ты уйдёшь, но образ твой не исчезнет с лица этого пейзажа и навсегда останется в памяти вселенской. Помни всё!..»

          ...тьма вокруг, неизбежность вокруг, но отчаянной мелодией рвётся из сердца отчаянный порыв, я слышу так и не вырвавшийся крик, вижу далёкий силуэт...

          и ужас от сознания конца, и безысходность, и безумие, и холод...

«Осенняя песня»… поразительная… падение-разговор… Я слышу: там…(лист упал) – та…(Где?..) там…(другой упал) – та…(Ты?..) – там… та-та-та-там–та-та…(Не будет больше нас!.. или Мы будем в вечности…); та…(Но…) – там…(лист упал) – та…(Мы…) – там…(другой упал) – та-та-та-там–та…(Ведь будем вместе?.. или Ведь будем вечно?..). И если «там» (аккорд) – это «всё», то получается мы – это всё и во всём. Конец и начало. Или просто – там…

... Тихие струи омывают меня, льётся тихая песня, и на зеркало бесконечной золотой аллеи падают листья – быть может, души когда-то счастливых или страдающих. Кем были вы? И что помните?..

Бесконечность звучит...

 

... Я помню тихий дождь.

Было время прощания.

 

Дождь

Когда идёт дождь, мир перестаёт существовать. Ты – один. Закрыт со всех сторон стенами своего дома и совершенно одинок. Но в этот благословенный час всеобщего омовения, ты – единственный островок сознания в бесконечном потоке струящегося времени...

Дом твой прозрачен подобно стеклянному кубику с игрушкой внутри, который ребёнок взял с полки и поставил под воду, посмотреть, как она тихо льётся, и струи мягко обтекают его, и кажется, будто игрушка внутри движется...

Дождь шумит, и меняется всё: звуки приглушаются, расплываются формы, а краски становятся ярче. Где-то по чёрному мокрому асфальту осторожно едут машины, и свет их фар двоится в лужах, а фонари, как огромные жёлтые медузы, слепят навстречу, проплывая мимо. Когда идёт дождь, люди торопятся молчаливее и сосредоточеннее, а дети перестают плакать. Листья на деревьях и кустах тихонько дрожат и покорно, как китайские болванчики, кивают: «да-да-да» или «так-так-так»... Китайская песенка…

Кто-то, чтоб скрасить одиночество поставит Моцарта, кто-то – Веберна, может быть Вариации для фортепиано, тоже закрытые стеклянно-зеркальные «домики» – серии-отражения (игрушки композитора), без времени и пространства. Вне мира, в тишине. Диссонансы, образующие в целом ясный чистый гармоничный консонанс…

…Дом твой стеклянный, но ты не видишь и не слышишь ничего: только шум ночного дождя и глухие капли по подоконнику. У музыки Времени есть свой метроном. Равномерный шум за окном вытесняет и покрывает собой не только все другие звуки мира, но и сами процессы, происходящие в нём, ставятся под сомнение. Да и что там? Борьба, труд, власть, войны, победы и поражения, науки и религии, открытия и отчаяния, благородные стремления к высоким целям и бессмысленность последних, народы, бурлящие в пассионарных порывах, страх и надежды, ненависть, горе, верность, любовь?.. Сама жизнь, которую защищают и обвиняют, уходя от неё то в метафизику, то в цинизм, доходящий до абсурда?.. Всё пустое, и всё ушло. Нет ничего. Тишина… И даже если часы в комнате тикают – это не движение, не отсчёт прожитого – это просто игрушка: стеклянный домик в руках ребёнка... Музыкальная шкатулка Времени…

... Не нужно закрывать глаза, это не медитация, не перерыв: нет движения – и нет времени. Вернее, оно стало дождём. И не страшно, и уже не одиноко. Хорошо. Ты погружаешься в небытие, и мысли, требующие немедленного разрешения-развития, – исчезают, как будто их никогда и не было, растворяются в бесконечном потоке струящегося времени-дождя...

Дождь стихает... Капли стучат всё реже, как метроном, у которого кончается завод; и звуки за стеклянными стенами всё рельефней выступают из тумана и проникают в сознание...

Резкий окрик, в ответ – грубый смех: в доме напротив открыли окно.

Дождь кончился.