Главная

№41 (сентябрь 2013)  

Архив

Тематические разделы

Музыка в Израиле
Классическая музыка
Современная музыка
Исполнительское искусство Музыкальная педагогика
Литературные приложения

Оркестры, ансамбли, музыкальные театры

Афиша

Наши авторы

 Партнёры

Контакты

 

ЗНАЧЕНИЕ ЕВРОПЕЙСКОЙ НОТАЦИИ ДЛЯ АЗЕРБАЙДЖАНСКИХ ЛАДОВ

Имина Алиева

Применительно к азербайджанским ладам результаты экспериментов Н. А. Гарбузова через численное представление могут дать ясное понимание того, что означает для азербайджанской музыки использование европейской системы нотации и переход к 12-ступенной равномерной темперации.[1]

В экспериментах Н. А. Гарбузова принимали участие музыканты, слух которых был сформирован на образцах западно-европейской и русской музыки, а все свои выводы он соотносил с 12-ступенным равномерно темперированным звукорядом, Гарбузов не имел в виду какие-либо иные ладовые системы, в том числе восточные. Системе ладов азербайджанской традиционной музыки соответствует 17-ступенный неравномерно темперированный звукоряд, который нашел свое отражение и закреплен в звукоряде азербайджанского тара.[2] Разница высот между соседними ступенями (ладками тара) составляет 24, 90, 114 и 66 центов (см. табл. 1, столбец «Ступени звукоряда тара»). Эта звуковысотная система, отличная от арабской и персидской, была введена в конце XIX века создателем азербайджанского тара Мирза Садыхом Асадоглу [1, 22].  

В 20-х годах прошлого века У. Гаджибеков, понимая перспективы европейской нотации для азербайджанских ладов, выделил из звукоряда и нотировал ступени, наиболее приближенные по высоте к 12-ступенной равномерной темперации. «В нашей музыке существует стройная система живых ладов... Эти лады по своему богатству, по своему разнообразию достойны огромного внимания… Как можно … закрывать глаза на такое огромное количество ладов, дающих возможность развить музыкальное искусство, принести новое в общее дело мирового музыкального искусства? [4, 127-128]. Серьезная и добросовестная работа в этом направлении, несомненно, поведет к тому, что восточная музыка наряду с европейской, займет, наконец, то почетное место, которого она достойна, и явится одним из могущественных факторов, способствующих развитию всего человечества [5, 26]», – в этом Гаджибеков видел свою задачу.

Ступени тара

Ступени звукоряда тара, ц

Соответствующие ступени 12РТ, ц

Отклонение интервала тара от 12РТ, ц                   

Нотированные

ступени

Не нотированные (мугамные)

ступени

1

90

100

-10

 

2

180

200

 

-20

3

204

200

+4

 

4

270

300

 

-30

5

294

300

-6

 

6

384

400

 

-16

7

408

400

+8

 

8

498

500

-2

 

9

588

600

-12

 

10

612

600

+12

 

11

702

700

+2

 

12

792

800

-8

 

13

882

900

 

-18

14

906

900

+6

 

15

996

1000

-4

 

16

1110

1100

+10

 

17

1200

1200

0

 

 

Таблица 1

1, 3, 5, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 14, 15, 16, 17 ступени незначительно отличаются по высоте от соответствующих  ступеней 12-ступенного равномерно темперированного звукоряда (12РТ), отклонение составляет от 2 до 12 центов (см. табл. 1). Относительно нотации 9 и 10 ступеней (отклонение -12 и +12 центов соответственно) заметим, что на фортепиано им соответствует одна и та же клавиша фа-диез (или соль-бемоль). На таре же уменьшенная квинта до – соль-бемоль (588 центов) и увеличенная кварта до – фа-диез (612 центов) не равны энгармонически, разность по высоте между ними составляет 24 цента, что весьма ощутимо слухом, а потому все подобные случаи требуют соответствующей дифференциации. 2, 4, 6 и 13 ступени звукоряда тара (они получили название мугамных ладков) отличаются по высоте от ступеней 12РТ на 16, 18, 20 и 30 центов соответственно, что весьма ощутимо слухом. Эти ступени (ладки тара), которые традиционно используются в мугамном исполнительстве, были исключены У. Гаджибековым из системы европейской нотации.

Название интервала

Интервалы звукоряда тара, ц

Отклонение интервала тара от 12РТ, ц                   

Зона мелодических интервалов, ц

Примечание

(в каких мугамах используется)

ч. октава

0

0

  

Все мугамы

ч. кварта

498

-2

472-530 

Все мугамы

ч. квинта

702

+2

672-730 

Все мугамы

м. септима

996

-4

966-1024

Все мугамы

б. секунда

204

+4

160-230 

Все мугамы

м. терция

294

-6

272-330

Все мугамы

б. секста

906

+6

866-930

Все мугамы

м. секста

792

-8

766-830

Все мугамы

б. терция

408

+8

372-430

Все мугамы

м. секунда

90

-10

48-124         

Все мугамы

б. септима

1110

+10

1066-1136

Раст 

б. септима

1086

-14

1066-1136 

Все мугамы

м. секунда

114

+14

48-124       

Все мугамы

б. терция

384

-16

372-430

Сегях

м. секста

816

+16

766-830

Раст

б. секста

882

-18

866-930

Сегях

м. терция

318

+18

272-330

Сегях, Шур

б. секунда

180

-20

160-230

Все мугамы

м. септима

1020

+20

966-1024

Раст

ч. квинта

678

-22

672-730

Сегях (Мирза Гусейна)

ч. кварта

522

+22

472-530

Не употребляется

ч. кварта

474

-26

472-530

Не употребляется

ч. квинта

726

+26

672-730

Не употребляется

м. септима

972

-28

966-1024

Не употребляется

б. секунда

228

+28

160-230

Чаргях

м. терция

270

-30

272-330

Шур, Дугях

б. секста

930

+30

866-930

Не употребляется

м. секста

768

-32

766-830

Не употребляется

б. терция

432

+32

372-430

Шур

б. септима

1062

-38

1066-1136 

Не употребляется

Таблица 2

Отметим, что в азербайджанских ладах каждый интервал одного наименования существует в нескольких величинах. Интервалы одного наименования отличаются друг от друга по величине на 24 цента, а разница между самым узким значением интервала и его самым широким значением составляет 48 центов, например, малая терция:   270, 294 и 318 (ц.), большая терция: 384, 408 и 432(ц.). 24 цента, а тем более 48 центов значительно превышают минимальный разностный порог высоты и определяются развитым слухом. В. Абдулкасымов приводит таблицу [1, 25], в которой указаны все возможные варианты значений величин интервалов тара в центах и их употребление в различных мугамах.

Мы составили таблицу, располагая все интервалы тара по степени увеличения их отклонения от соответствующих интервалов 12РТ (см. табл. 2), и включив в нее границы зон мелодических интервалов, выделенные Гарбузовым [6, 92]. Сопоставим интервальные зоны с интервалами тара. Величина интервалов тара может отличаться от соответствующих равномерно темперированных на неразличимые для слуха 0-6 центов, а может доходить до самых границ зоны, причем, у границ зоны в основном оказываются не употребляемые интервалы тара.

Из используемых интервалов у самых границ зоны оказываются:

б. секунда 228 ц. (+28 центов, встречается в мугаме «Чаргях»),

м. терция 270 ц. (-30 центов, встречается в мугамах «Шур», «Дугях») и

б. терция 432 ц. (+32 цента, встречается в мугаме «Шур»),

что означает особенно острое для европейского слуха звучание этих интервалов при традиционном интонировании на народных инструментах и наибольшие интонационные потери при исполнении на равномерно темперированных инструментах.

Ни один из интервалов тара не попадает в определенную Гарбузовым зону промежуточных интервалов [6, 93] (см. табл. 3).

Наименование промежуточных интервалов

Границы зон мелодических интервалов, ц

унисон/прима – м. секунда

18-42

м. секунда – б. секунда

130-154

б. секунда – м. терция

136-266

м. терция – б. терция

336-366

б. терция – ч. кварта

436-466

ч. кварта – тритон

536-560

тритон ч. – квинта

636-666

ч. квинта – м. секста

736-760

м. секста – б. секста

836-860

б. секста – м.септима

936-960

м.септима – б.септима

1030-1060

б.септима – октава

1142-1166

Таблица 3

Сказанное позволяет прийти к следующим выводам.

Все интервалы звукоряда тара, включая специфические мугамные, входят в обозначенные Гарбузовым звуковысотные зоны соответствующих интервалов. 100-центовая дискретность 12-ступенной равномерной темперации является для азербайджанских ладов абстракцией равно в той же степени, что и для прочих музыкальных явлений. Система европейской нотации пригодна для нотирования азербайджанских ладов.

Для слуха, воспитанного на равномерной темперации, при исполнении на фортепиано азербайджанские лады узнаваемы и дифференцируемы, они несут свою индивидуальность, сохраняют характерные ладовые интонации. Слуху, воспитанному на звуковысотных интонациях азербайджанской традиционной музыки, будет недоставать свойственных ей нюансов – 12-ступенная равномерная темперация и европейская нотация не учитывают эти звуковысотные различия. Европейский слух вполне готов принять эти небольшие расхождения, но для традиционного, национального восприятия эти расхождения имеют принципиальное художественное значение. Для аутентичной нотации традиционной музыки (мугама), для сохранения и воспроизведения точной звуковысотности следует использовать специальные знаки, учитывающие эти особенности [1, 21], [2].

12-ступенная равномерная темперация и распространение клавишных инструментов (в том числе электронных) в любительском музицировании, изменяя окружающую интонационную среду, может обернуться для национального слуха (этнослуха – по И. И. Земцовскому) потерей особой чувствительности к звуковысотным интонациям, характерным для азербайджанской традиционной музыки.[3]

 Слух азербайджанских народных исполнителей воспитывается в процессе традиционного исполнительства, т.е. на основе  17-ступенного неравномерно темперированного звукоряда, что соответственно влияет на формирование структуры звуковысотной зоны национальных музыкантов. Эти звуковысотные представления  воплощаются ими при игре на народных инструментах и при пении.

12-ступенный равномерно темперированный звукоряд фортепиано лишает пианистов такой возможности – они могут только представлять внутренним слухом точную ладовую звуковысотную интонацию. В то же время, исполнение произведений в азербайджанских ладах на фортепиано может способствовать развитию у пианистов зоны внутреннего интонирования

К настоящему времени основные азербайджанские лады (раст, шур, сегях, шуштер, чаргях, баяты-шираз, хумаюн) проявляют себя одновременно в двух качествах: в мугамах – как мелодические лады со свойственным азербайджанской музыке 17-ступенным звукорядом, а в композиторском творчестве – как лады гармонической системы со звукорядом, соответствующим 12-ступенной равномерной темперации.

Применение европейской нотации дало возможность азербайджанским ладам быть использованными в композиторском творчестве и ввело азербайджанскую музыку в общее русло мировой музыкальной культуры. Интеграция азербайджанских ладов с мажорно-минорной ладовой системой означает их взаимодействие и обоюдное влияние – азербайджанские лады, в свою очередь,  обогащают европейскую музыку новыми звуковысотными интонациями, альтерациями, гармониями. Появляющиеся в результате эволюции музыкального мышления новые созвучия и их отношения нередко выходят за рамки традиционной мажорно-минорной системы.

Таким образом, теория зонной природы музыкального слуха и результаты экспериментов Н. А. Гарбузова численно подтверждают возможность европейской нотации для азербайджанских ладов. В то же время зонная теория позволяет обозначить степень допустимости взаимодействия двух различных звуковысотных систем – 12-ступенной равномерной темперации и 17-ступенной неравномерной темперации, соответствующей азербайджанским ладам, и то влияние, которое оказывает это взаимодействие на зонный слух музыкантов.

Литература

1.  Абдулкасымов В. Проявление мугамного звукоряда в азербайджанском таре. // Azərbaycan milli konservatoriyası. «Konservatoriya», 2009, № 2, mart-aprel. С. 17-28

2.  Алиева И. Микротональная нотация посредством числовых уточнений знаков альтерации (на примере звукоряда тара). // Musiqi Dunyasi: issue 2-2011. С. 84-87

3.  Алиева И. Сохранение азербайджанских ладов как культурное наследие и компьютерные технологии. // VII Международный симпозиум научно-исследовательской группы «Макам» при Международном совете по традиционной музыке ЮНЕСКО, 15-17 марта, 2011, Баку. – Баку: Şərq-Qərb, 2011. С. 32–39

4.  Гаджибеков У. Вступительное слово на открытии всесоюзного совещания по подготовке национальных кадров вокалистов. // О музыкальном искусстве Азербайджана. - Баку: Азернешр, 1966. С. 127-131

5.  Гаджибеков У. Музыкально-просветительные задачи Азербайджана. // О музыкальном искусстве Азербайджана. - Баку: Азернешр, 1966. С. 25-30

6.  Гарбузов Н.А. – музыкант, исследователь, педагог. Сборник статей. / Сост. О. Сахалтуева, О. Соколова. Ред. Ю. Рагс. М.: Музыка, 1980


[1] Напомним, что у Н. А. Гарбузова ширина зоны гармонических интервалов 58-64 цента, а мелодических – 58-70 центов [6, 91-92]. В то же время, Рагс отмечал автору статьи, что в последующих экспериментах им были зафиксированы даже более широкие, чем у Гарбузова, интервальные зоны, что нашло отражение в его кандидатской диссертации «О художественной норме чистой интонации при исполнении мелодии».

[2] Наши рассуждения не затрагивают индивидуальные исполнительские особенности.

[3] См. Алиева И. Сохранение азербайджанских ладов как культурное наследие и компьютерные технологии [3].