Главная

О нас

Свежий номер  

Архив

Тематические разделы

Музыка в Израиле
Классическая музыка
Современная музыка
Музыка по жанрам
Исполнительское искусство Музыкальная педагогика
Литературные приложения
Видеотека

Оркестры, ансамбли, музыкальные театры

Афиша

Наши авторы

 Партнёры

Контакты

 

МУЗЫКА ЖАННЫ КОЛОДУБ: ЖАНРОВО-СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОБРАЗЫ

Римма Сулим

Сулим Римма Анатольевна, кандидат искусствоведения, доцент кафедры музыкально-инструментального исполнительства Сумского государственного педагогического университета имени А. С. Макаренко.

Sulim Rimma, Ph.D. in History of Arts, assistant professor, associate professor of musical and instrumental performance of Sumy State Pedagogical University named A. S. Makarenko.

rimma.sulim@gmail.com

Аннотация. В статье представлен обзор творчества современного украинского композитора Жанны Колодуб, раскрыты художественные образы её произведений разных жанров и охарактеризованы основные черты стиля.

Ключевые слова: украинская музыка, творчество Жанны Колодуб, жанр, стиль, художественный образ.

Music of Zhanna Kolodub: genre-stilistic peculiarities and artistic images

Summari. The article presents an overview of creative the work of modern Ukrainian composer Zhanna Kolodub, the artistic images of her opuses of different genres are revealed and the main features of the style are characterized.

Key words: Ukrainian music, the creative work of Zhanna Kolodub, genre, style, artistic image.

 

        Среди украинских композиторов второй половины ХХ – начала XXI веков ярким примером активного общения с исполнителями и слушателями является творческая деятельность народной артистки Украины, члена Национального союза композиторов Украины и Национального всеукраинского музыкального союза, члена-корреспондента Нацио­нальной академии искусств Украины, профессора Национальной музыкальной академии Украины имени П. И. Чайковского Жанны Ефимовны Колодуб (род. в 1930 г.). На протяжении шести десятилетий она плодотворно работает на ниве музыкального искусства как талантливый композитор, педагог, пианист и общественный деятель.

Творчество Жанны Колодуб отмечено сегодня государственными премиями имени Николая Лысенко и Виктора Косенко, премией конкурса имени Иванны и Марьяна Коц, Золотой медалью Национальной академии искусств Украины, а также премией «Золотая фортуна» Международной академии рейтинга популярности и качества. Музыка одной из самых известных композиторов-женщин Украины исполняется и издаётся не только в странах бывшего Советского Союза, но и в Англии, Бельгии, Болгарии, Дании, Египте, Италии, Канаде, Германии, Польши, США, Чехии и др. Произведения Жанны Колодуб постоянно звучат на международных и всеукраинских конкурсах, на ежегодных Международных фестивалях «Киев Мюзик Фест», «Музыкальные премьеры сезона» и «Трубы Украины», а также записаны в фондах Украинского радио, на грампластинках и дисках. Многие сочинения композитора уже давно признаны лучшими образцами современной украинской музыки. Ныне оригинальные и колоритные композиции Жанны Колодуб входят и в концертные программы известных музыкантов, и в педагогический репертуар исполнителей разных специальностей на всех этапах обучения – от детских музыкальных школ до консерваторий и академий. Ведь на протяжении всей жизни композитор в одинаковой мере уделяет внимание как расширению репертуара профессиональных исполнителей, так и созданию музыки для детей и юношества.

Начало композиторской деятельности Жанны Колодуб совпало с переломным периодом в истории украинской музыки, который исследователи характеризуют как «движение композиторов-шестиде­сятников». Как отмечает музыковед Ольга Завьялова, «с 60-х годов ХХ в. в украинском музыкальном искусстве происходят изменения <...> традиций и освоения техник и выразительных средств, отработанных в мировой музыкальной практике». Именно поэтому «ведущим художественным принципом <...> стал стилевой синтез как рецепция классических методов организации музыкального материала и их сочетание с современными (авангардными) средствами выразитель­ности» [2, с. 22]. По словам музыковеда Елены Береговой, «композитор конца ХХ века, усвоив художественные традиции разных эпох, свободно включает их в художественную целостность своего произведения, открывает всё новые комбинации стилевых моделей, знаков и формул, подчиняя этот метод определенной художественной цели» [1, с. 8]. Именно таких художественно-эстетических принципов придерживается в своем творчестве Жанна Колодуб. Если в ранних опусах композитора ощущается преимущественно влияние романтических и импрессио­нисти­ческих традиций, то в её зрелых и поздних произведениях наблюдается тенденция синтеза различных стилей и направлений, что является характерным признаком постмодернизма 1980 – 1990-х годов.

Используя широкий диапазон средств выразительности, Жанна Колодуб впитывает и пере­плав­ляет музыкально-интонационные компоненты различных культур и эпох. В её опусах классико-ро­ман­тические принципы удачно сочетаются с признаками импрессионистического стиля, а наряду с фольк­­лорными традициями разных народов звучат джазовые интонации, ритмы и гармонии. В то же время музыкальный язык Жанны Колодуб обогащается достижениями многих стилевых направлений ХХ века – модернизма, неофольклоризма, неоклассицизма, неороман­тизма, авангардизма и других. Но если для композиторов-авангардистов главной задачей является радикальное обновление музыкального языка по всем параметрам жанрового фонда, то в творчестве Жанны Колодуб все эти достижения гармонично сочетаются. Достаточно часто в своих опусах она использует такие новейшие средства композиторской техники, как полистилистика, сонористика, минимализм, политональность, атональность, полидиатоника и другие. Важную роль играют и такие приемы современного письма, как движение параллельными трезвучиями и квинтами, использование энергичных квартовых интонаций, острых многозвучных кластеров, тёрпкого звучания секундовых и квартовых аккордов, приёма остинато и др. Однако, как справедливо отмечает музыковед Марина Черкашина-Губаренко, «техника и сложные кунштюки, перегруженность новейшими способами звукоизвлечения, которые иногда присущи современ­ному композиторскому мышлению, никогда не увлекали Жанну как таковые. Она в каждом произведении стремилась к разумному и экономному использованию средств выразительности, к ясности и простоте стиля» [11, с. 12].

Те же качества отмечают в творчестве Жанны Колодуб и другие исследователи. По мнению музыковеда Ирины Сикорской, «всем её композициям присущи лаконизм, <...> классическая ясность формы, живописность образов» [7, с. 32]. По словам украинского композитора Мирослава Скорика, «каждое последующее произведение автора – это совершенно новая музыка, красота которой кроется прежде всего в естественности выражения, при отсутствии какой-либо надуманности и искусственности, присущих ныне многим современным авторам» [10]. Ведь главной целью Жанны Колодуб является прежде всего создание ярких художественных образов, которые захватывают слушателей глубокими человеческими переживаниями и темпераментной импульсивностью, поэтическими пейзажами и таинст­венными видениями, щедрым лиризмом и тонким юмором.

Метко и поэтично охарактеризовал музыку Жанны Колодуб писатель и журналист Владимир Коскин. По его мнению, «произведения Жанны Ефимовны поражают удивительным синтезом современ­нос­ти и традиции. С одной стороны, это ярко модерновая украинская музыка, с другой – в ней чувст­вуется дух восточноевропейской классики; музыка Жанны Колодуб универсальна и одновременно индиви­дуально-неординарна; дыхание древнего мелоса здесь переплетено с новейшим экспериментом, с необычайной изобретательностью; лиричность, романтизм – с фантазией, экзотичностью. В нашей жизни, "забитой" суровой прозой, её музыка – удивительно мелодичная, наполненная светом и добротой» [4].

Характерной особенностью творчества Жанны Колодуб является направленность на потреб­ности современной музыкальной практики. В отличие от композиторов, которые обращаются исключительно к так называемым «высоким жанрам» и предназначают свой продукт узкому кругу профессиональных музыкантов, Жанна Колодуб учитывает потребности и воспитывает художественные вкусы разной исполнительской и слушательской аудитории. Многогранность и широта интересов композитора отразились прежде всего в жанровом разнообразии её произведений, а также в широком диапазоне их адресного предназначения: от пьес-миниатюр, рассчитанных на детское ис­пол­нение и восприятие, до масштабных симфонических сочинений, адресованных высококвали­фици­ро­ванным исполнителям и подготовленным слушателям. Согласно теории музыковеда Натальи Савицкой, Жанну Колодуб можно отнести к композиторам «разножанрового направления» [6, с. 28]. Ведь на протяжении всех периодов творчества композитор в равной степени обращается как к «серьёзным» и сложным академическим  жанрам (инструментальный концерт, симфониетта, оркестровая сюита, балет), так и к "лёгким" эстрадно-развлекательным жанрам, а также к особой сфере детской музыки.

В творчестве Жанны Колодуб представлены почти все жанры (за исключением симфонии и оперы). Наряду с музыкально-театральными опусами (балетами и мюзиклами для детей) и сочинениями, написанными для различного состава оркестров (симфонического, камерного, эстрадного), значительное место занимают камерно-инструментальные ансамбли (для духовых, струнных, народных и ударных инструментов), сочинения для фортепиано, а также многочисленные вокальные и хоровые композиции.

Наиболее значительными достижениями Жанны Колодуб являются восемь концертов для различных инструментов с симфоническим или камерным оркестром. Эти оригинальные, сложные  и глубокие по содержанию произведения, написанные современным музыкальным языком, высоко оце­ни­ли критики и исполнители. Так, Концерт для фортепиано и симфонического оркестра (1971), в котором затрагиваются сложные проблемы сохранения высокой духовности человека в жестоком современном мире, музыковеды причисляют «к лучшим образцам этого жанра во всей украинской фортепианной литературе» [11, с. 15]. В зрелый период творчества (с начала 1970-х – до середины 1990-х годов) Жанна Колодуб создала также произведения неоромантического направления для исполнителей на духовых инструментах. В Концерте «Драматическом» для трубы и камерного оркестра (1986) представлен героический образ Человека-борца, который погибает в трагическом финале, а в Концертино для гобоя, камерного оркестра, клавесина и ударных (1988) создан лирический образ Человека-романтика, который возвышается в своих мечтах над современной действительностью. Оба эти произведения прочно вошли в репертуар исполнителей и уже давно стали хрестоматийными.

В поздний период (с середины 1990-х годов) Жанна Колодуб написала ещё пять инструмен­тальных концертов. Среди них наивысшими достижениями композитора стали два произведения мемориального характера, созданные в память о родителях (профессиональных музыкантах), которые погибли в годы Второй мировой войны. По мнению музыковеда Ирины Сикорской, трагедийный Концерт для альта и камерного оркестра с фортепиано (1995), который композитор посвятила памяти своей матери Веры Николаевны Войцицкой[1], является «одной из кульминаций её творчества» [8]. Указанные слова в полной мере можно отнести и к «Concerto doloroso» для скрипки и камерного оркестра с фортепиано (1998), посвящённое памяти отца Ефима Григорьевича Брондза[2]. В этих произведениях затра­ги­ваются извечные проблемы – жизнь и смерть, человек и жестокая реальность, а по глубине передачи чело­веческих страданий их можно поставить в один ряд со многими мировыми шедеврами. В мемориальных концертах Жанны Колодуб традиции музыки in memoriam проявились в преобладании медленных темпов и минорных ладов, трагических и элегических настроений, скорбных интонаций и мотивов, в конфликтном столк­новении драматических и лирических образов, а также в большой роли монологического типа высказывания.

 

Трагедийные концепции мемориальных концертов Жанны Колодуб уравновешиваются светлыми и жизнерадостными образами Концертино «Immagini fuggevoli» («Исчезающие образы») для фортепиано и камерного оркестра (1997), в котором композитор воплотила ностальгические воспоминания о своём счастливом и беззаботном детстве в довоенные годы. Три указанных концерта Жанны Колодуб, которые образуют своеобразный триптих, объединенный идеей in memoriam, в 2002 году были отмечены государственной премией имени Н. В. Лысенко.

 

К оркестровым произведениям монологического типа, в которых Жанна Колодуб затрагивает проблемы жизни и смерти, принадлежит также её Концертино для виолончели и камерного оркестра (2006). Однако, в отличие от альтового и скрипичного концертов, в этом произведении образ смерти композитор воплощает иначе. Если в мемориальных концертах, написанных в конце ХХ века, образы родных людей, которые преждевременно ушли из жизни, окрашены в трагические и скорбные тона, то в виолончельном концертино, созданном почти через десятилетие, мысли о быстротечности человеческой жизни сопровождаются более просветлённым звучанием. Такие изменения свиде­тельствуют о фило­софском отношении композитора к этой проблеме.

 

Показательно, что в дальнейшем Жанна Колодуб сознательно избегает отражения в своей музыке потусторонних мотивов. Напротив, в её инструментальных концертах, написанных в начале ХХI века, преобладают светлые художественные образы. Так, в Концерте для скрипки и камерного оркестра (2011), адресованном юным исполнителям, господствуют радостные и жизнеутверждающие настроения, а в Концерте «Con anima» для флейты и камерного оркестра (2013), предназ­на­чен­ном для профес­сиональных исполнителей, наряду со светлыми лирическими настроениями вос­создаются юмо­рис­тические образы. Это свидетельствует о том, что даже в поздние годы композитор сохраняет гармоничное восприятие мира и присущее ей чувство юмора.

 

Различные художественные образы отражены и в оркестровых произведениях Жанны Колодуб, написанных в разных стилях. Так, в Симфониетте № 1 для камерного оркестра (1966) наряду с углублённой лирикой и юмористическими сценами из народной жизни воссоздаются дра­ма­ти­ческие образы. В сюите «Киевские лирические картины» для симфонического оркестра (1976) наряду с импрессионистическими пейзажами и урбанистическими мотивами воссоздаются традиции духовых оркес­тров и картины исторического прошлого украинского народа. Неоклассические тенденции ярко про­явились в Симфониетте № 2 «Молодёжной» (1982), «Партите» (1986), «Маленькой сюите в стиле ба­рок­ко» (2005) и сюите «Немного про старину» (2009), написанных для камерного оркестра. Экспрес­сио­нис­тические образы нашли отражение в сюите «Новые багатели» для камерного оркестра (2008). В этом произведении Жанна Колодуб передала собственное видение сложного и драматического современного мира, в котором человек в напряжённой борьбе с силами зла пытается обрести гармонию и душевное спокойствие. Наряду с этим в поздний период композитор создала целый ряд вальсов для камерного оркестра, которые можно отнести к музыке эстрадно-развлекательного плана: «Большой вальс» (2005), «Мечта» (2005), «Вальс-мюзетт» (2006), «Причудливый вальс» (2007) и «Слоу-вальс» (2008).

 

Плодотворно работает Жанна Колодуб и в жанре камерно-инструментального ансамбля. Её сюиты и пьесы, написанные почти для всех духовых инструментов, высоко оценили музыковеды и испол­нители. Так, после одного из юбилейных концертов супружеской пары композиторов Жанны и Льва Колодубов[3] основатель украинской фаготовой школы, музыковед и педагог Владимир Апатский, обратившись к авторам, сказал: «Огромное Вам спасибо за прекрасные произведения, написанные для духовых инструментов»[4]. В то же время композитор, педагог и исполнитель на флейте Ярослав Верховинец отметил: «Ваша музыка – это Украина <…> Вы представляете нашу музыку уже в современных гармониях, но мелодия, мелодичность остаются украинскими. За это я Вам благодарен и низко кланяюсь»[5].

 

Среди ансамблевых сочинений Жанны Колодуб наибольшую популярность приобрели пьесы для флейты и фортепиано (или камерного оркестра) – «Ноктюрн» (1964), «Поэма» (1965), «Легенда» (1980) и «Славянский круг» (1985), которые сегодня справедливо считаются «классикой украинского флейтового репертуара» [11, с. 10]. Музыковед Александра Тимощук характеризует их как композиции «мелодичные, лирико-поэтичные, насквозь проникнутые “сладкой” щемящей интонацией родной песни» [10]. Как отмечает заслуженный артист Украины, концертирующий исполнитель и педагог, лауреат между­народ­ных конкурсов Юрий Шутко, «произведения Жанны Колодуб для флейты – это яркая страница в истории камерно-инструментальной музыки. Я всегда с большим удовольствием ставлю в программы собст­венных сольных выступлений эти прекрасные пьесы, концертное исполнение которых постоянно сопровождается бурными овациями. Музыку Жанны Колодуб охотно играют мои студенты, ведь мелодика её композиций отличается непревзойденной напевностью, яркостью музыкального материала и естественностью интонации, что происходит от тонкого ощущения композитором звучания флейты и прекрасного знания специфики самого инструмента» [10]. Если более ранние пьесы «Ноктюрн» и «Поэма», в которых господствуют лирические образы, созданы в романтических традициях, то в «Легенде» и «Славянском круге», написанных в 1980-х годах, заметны неофольклорные тенденции. Национальным колоритом и мелодичностью отличаются также «Экспромт в украинском стиле» для гобоя и фортепиано (1977), «Украинская сюита» для квинтета деревянных духовых инструментов (1983), «Лирическое интермеццо» для трубы и фортепиано (1985).

 

Среди камерно-инструментальных произведений Жанны Колодуб наиболее показательными примерами сочетания различных стилей являются сюиты «Калейдоскоп» для флейты, гобоя и фагота (1993), «Music for Four» № 1 для квартета саксофонов (1995), «Пёстрые картинки» для двух труб и тромбона (2002), а также альбом «Пьесы для колокольчиков и фортепиано» (1983), который в репертуаре исполнителей на ударных инструментах уже давно является хрестоматийным. Кроме того, неороман­тические тенденции заметны в пьесах «Прелюдия» для скрипки и фортепиано (2005) и «Испанский танец» для фортепианного квартета (2006), а к музыке эстрадного плана относится сюита «Music for Four» № 2 («Танцевальная») для квартета саксофонов (2002).

 

Как и во многих оркестровых произведениях, в некоторых поздних камерно-инструментальных опусах Жанна Колодуб также поднимает проблемы субъективного восприятия человеком современного мира в его контрастных проявлениях. Наиболее ярко это проявилось в сюитах «Четыре настроения» (1999) и «Пять эскизов» для флейты, фагота и фортепиано (1999). Эти произведения написаны современным музыкальным языком с использованием новейших композиторских техник.

 

Значительное внимание уделяет Жанна Колодуб и расширению современного репертуара пианистов. В наиболее сложной и развёрнутой кон­цертной пьесе «Токката-поэма» (1972), предна­значенной для профессиональных исполнителей, благодаря использованию ударной трактовки инструмента и громких диссонирующих звучаний передаются урбанистические мотивы. В цикле «Четыре прелюдии-картины» (1986), куда входят колоритные пьесы «Посвящение Шопену», «Лесной ручей», «Карпаты» и «Набат», признаки неоромантизма, неофольклоризма и нео­им­прес­сионизма органично сочетаются с элементами минимализма и сонористики. В пьесах «Вальс» и «Танец» (1995) роман­тичес­кие традиции удачно совмещаются с элементами фольклора и особен­ностями джазового стиля. До­вольно часто исполняются также две сюиты для двух фортепиано – «Фольклорная» (1992) и «Концертная» (1992). В первой из них нашли отражение неофольклорные тенденции, а вторая является примером музыки эстрадного направления. В цикле «Четыре пьесы» (2010), написанном современным музыкальным языком, композитор удачно передаёт различные эмоциональные состояния человека как реакцию на сложный и противоречивый окружающий мир в его контрастных проявлених. Приёмы авангардизма используются в оригинальном по замыслу фортепианном цикле «Аквариум пана Льва» (2002), замысел которого возник при непосредственном созерцании рыбок в домашнем аквариуме семьи Жанны и Льва Колодубов.

На протяжении всего периода творчества Жанна Ефимовна написала также много вокально-хоровых произведений, в которых ярко проявился её дар композитора-мелодиста. Среди них – песни и романсы, сочинения для хоровых коллективов различных составов и обработки песен разных народов, охватывающие широкую тематику: лирические, шуточные, пат­риотические и т. д. Большинство этих опусов отличается приподнятым настроением, эмоцио­нальностью и искренностью чувств, красочными гармониями и тонким пониманием специфики жанра.

Особое место в творчестве Жанны Колодуб занимает музыка для детей, к которой композитор обращается на протяжении всей жизни. По словам музыковеда Елены Зинькевич, «эта работа менее всего рассчитана на шумный успех, громкие премьеры, “бестселлерный бум”», наоборот, – это «путь подвижника», «работа садовника, который терпеливо выращивает будущее» [3, с. 64]. Как отмечает заслуженный деятель искусств Украины, председатель Национального союза композиторов Украины Игорь Щербаков, «сегодня словосочетание Жанна Колодуб и детская музыка являются тождест­венными. Одно неотделимо от другого» [7, с. 35]. Возглавляя на протяжении многих десятилетий комиссию музыкально-эстетического воспитания детей и юношества при НСКУ, Жанна Ефимовна часто проводит авторские концерты и творческие встречи с учащимися различных учебных заведений. Именно благо­даря непосредственному общению с младшими и старшими школьниками композитор прекрасно понимает их интересы и запросы, особенности психологии и восприятия, а также специфику детской музыки. Учитывая всё это, Жанна Колодуб пишет яркие и оригинальные произведения разных жанров, интересные и доступные детям. Показательно, что в 2004 году её сочинения, адресованные юным музыкантам и слушателям, были отмечены государственной премией имени В. С. Косенка.

Для детского музыкального театра Жанна Колодуб написала два балета по сказкам Г. Х. Андерсена – «Приключения девочки Веснянки» (1969) и «Снежная королева» (1982), мюзикл «Приключения на Миссисипи» (1967) по повести М. Твена (в соавторстве со Львом Колодубом), а также две музыкальные сказки «Принцесса» (2004) и «Необыкновенные приключения семи нот» (2004) на либретто современных авторов (Н. Королюк и Э. Яворского). Поставленные в разных городах Украины и за её пределами, эти произведения с интересом воспринимаются детской и юношеской аудиторией. А балет «Снежная королева», который уже около десяти лет с успехом ставится на сцене Саратовского академического театра оперы и балета, можна по праву отнести к лучшим образцам современной украинской театральной музыки для детей.

На особенности детского восприятия рассчитаны и некоторые оркестровые произведения Жанны Колодуб. Это «Летняя сюита» (1980), «Зоопарк» (1986), две сюиты «Картинки родной природы» (1990), написанные для камерного оркестра, а также две симфонические сюиты – на музыку из мюзикла «Приключения на Миссисипи» (1971) и из балета «Снежная королева» (1982).

 

Большое внимание уделяет Жанна Колодуб и расширению современного педагогического репертуара юных исполнителей разных специальностей. Среди её фортепианных произведений, адресованных ученикам детских музыкальных школ, наибольшую популярность приобрели четыре цикла программных пьес: «Весенние впечатления» (1967), «Зоопарк» (1968), «Снежная королева» (1978) и «Детский альбом» (1997). Для учеников духовых и струнных отделений Жанна Колодуб написала целый ряд камерно-инструментальных произведений, среди которых наиболее значительным является Концерт для скрипки и фортепиано или камерного оркестра (2011). В педагоги­ческом репертуаре юных вокалистов широкое распространение приобрели сборники «Звонкая песня» на стихи поэтов разных национальностей (1977), две тетради «Обработок песен народов мира» (1978, 1985), уникальный цикл авторских песен для малышей под названием «Музыкальная азбука» на украинские народные тексты (1991), а также сборники песен «Советы» на стихи Л. Яковенко (2010), «Горидуб» на стихи В. Лучука (2010) и «Песни» на стихи разных поэтов (2011).

 

Продолжая лучшие традиции украинских и зарубежных композиторов в области детской музыки, Жанна Колодуб в то же время ставит целью приобщить юных музыкантов и слушателей к особенностям современного музыкального языка. Поэтому в её произведениях, адресованных детям, также наблю­дается синтез различных стилей: традиции классико-романтической эпохи удачно сочетаются с джазовыми ритмами и гармониями, а наряду с характерными элементами фольклора разных народов звучит музыка эстрадного плана. В то же время в этих сочинениях автор использует некоторые новей­шие средства композиторской техники и обогащает музыкальный язык достижениями различных стилевых направлений ХХ – ХХI веков (неоклассицизма, неоромантизма, неоимпрессионизма, нео­фольк­лоризма и др.). Именно благодаря такому широкому диапазону средств выразительности, Жанна Колодуб успешно решает главную задачу – создать яркие художественные образы, интересные и доступные детям и юношеству, а также путём приобщения к современному музыкальному искусству способствовать их художественно-эстетическому и нравственному воспитанию. Как справедливо отме­чает музыковед и педагог Татьяна Омельченко, «в своих произведениях для детей композитор блестяще выполняет высокую миссию как воспитатель – воспитатель прежде всего высоких душевных качеств, эстетического вкуса, который стремится разбудить у юных музыкантов яркое поэти­ческое воображение, через музыкальные образы определенным образом повлиять на фор­миро­вание мировоззрения ребенка» [5, с. 129].

В своих сочинениях, адресованных детям, Жанна Колодуб прежде всего представляет образно-тематические сферы, которые сложились ещё в творчестве основоположника детской музыки Роберта Шумана[6], а именно: игры и развлечения детей, картинки природы, мир животных и птиц, жанровые народные сценки, музыкальные портреты, передача различных настроений, сказочные и фантас­тичес­кие образы, фольклор и культура разных народов (или путешествия по странам мира). Наряду с этим, по сравнению с детской музыкой XIX века традиционная тематика значительно расширена, поскольку Жанна Колодуб учитывает иные условия жизни и быта современных детей, их новые увлечения, запросы, интересы и особенности восприятия. Так, в некоторых своих фортепианных миниатюрах композитор передаёт атмосферу весё­лых цирковых представлений, которыми в наше время увлекаются все дети, а также обращается к эстрадно-танцевальным жанрам, популярным в ХХ веке. Кроме того, рисуя образы кукол, которые являются типичными персонажами детских альбомов, Жанна Колодуб придаёт им черты механис­тичности, что характерно для современной музыки. А в некоторых вокальных опусах композитора представлена школьная и патриотическая тематика, которая ныне ​​также является неотъемлемой частью детской жизни.

В произведениях Жанны Колодуб, адресованных детям, преобладают светлые и жизнерадостные настроения, а лирические, сказочные или фантастические образы часто сменяются юмористическими. Однако в некоторых опусах автор передаёт грустные размышления, чувства сострадания, страха и тревоги, которые также свойственны чувствительной детской душе. В наше время это особенно актуально, поскольку современные дети перенасыщены информацией и различными эмоциональными впечатлениями, поэтому их психика становится особенно уязвимой. Таким образом, в своей музыке Жанна Колодуб отразила богатый духовный мир современных детей.

Обобщая обзор творчества Жанны Колодуб в разных жанрах, можно сделать вывод, что художественные образы её музыки чрезвычайно разнообразны. В центре внимания композитора – многогранный духовный мир человека и особенности восприятия им противоречивой и суровой действительности. В оркестровых и камерно-инструментальных произведениях Жанны Колодуб, предназначенных для профессиональных исполнителей и подготовленных слушателей, отражены философские размышления и переживания человека, который в бурном вихре безумных ритмов и сложных проблем нашего времени пытается найти ответы на вечные вопросы бытия. Основной идеей многих опусов композитора является борьба добра и зла, противопоставление духовной красоты человека, его возвышенных стремлений и жестокой реальности современного мира. Именно поэтому драматургия большинства произведений Жанны Колодуб основывается на противопоставлении двух контрастных образных сфер: светлые и возвышенные лирические образы, которые создаются благодаря необыкновенно красивым и выразительным мелодиям, сменяются активными, энергичными и драма­тическими эпизодами с использованием моторности и токатности, упругих ритмических структур, тёрпких диссонирующих созвучий и т. п. Конфликтное столкновение лирической и драматической образных сфер особенно обостряется в инструментальных концертах композитора, достигая здесь высокого уровня напряжения и экспрессии.

В своей музыке Жанна Колодуб с психологической правдивостью передаёт разнообразие человеческих настроений и душевных переживаний, а наряду с этим отражает пёстрые картинки жизни и яркие народные сценки, колоритные пейзажные зарисовки и таинственные видения. Для большинства её произведений характерна поляризация контрастных эмоциональных состояний: созерцание и действия, статики и динамики. В опусах Жанны Колодуб господствуют щедрая лиричность, углублённая медитативность и в тоже время бурлит активная жизненная энергия, царят зажигательные танцеваль­ные ритмы и искрится юмор – от мягкой иронии до сатирических и гротескных образов. Опираясь на глубинные пласты фольклора, используя при этом средства выразительности разных стилей и жанров, а также современные композиторские техники, Жанна Колодуб передаёт в своей музыке широкий диапазон образов: лирические и гротескные, созерцательные и драматические, мечтательные и энергичные, скерцозно-танцевальные и колюче-агрессивные, романтически-возвышенные и скорбные, фантастические и трагические и т. д. Это свидетельствует о многогранности внутреннего мира композитора, который раскрывается в её произведениях.

 

Литература

   1.   Берегова О. М. Тенденції постмодернізму в камерних творах українських композиторів 80–90‑х років ХХ сторіччя : автореф. дис. … канд. мистецтвознавства : спец. 17.00.03 «Музичне мистецтво» / Берегова Олена Миколаївна; Нац. муз. акад. Украї­ни ім. П. І. Чайковського. – К., 2000. – 20 с.

2.   Зав’ялова О. К. Віолончель у камерно-ансамблевих жанрах ук­раїнської музики: еволюція загаль­ноєвропейських стильових тенденцій : автореф. дис. … докт. мистецтвознавства : спец. 17.00.03 «Музичне мистецтво» / Зав’ялова Ольга Костянтинівна; Нац. муз. акад. України ім. П. І. Чай­ковського. – К., 2012. – 34 с.

3.   Зинькевич Е. C. Памяти Ю. Г. Рожавской / Елена Зинькевич // Зинькевич Е. С. Память об исчеза­ющем времени. Страницы музыкальной летописи : сб. ст. – К. : Нора-принт, 2005. – С. 63–65.

4.   Коскін В. О. Жанна Колодуб: «Музика складається з мелодій любові, віри, надії» / Володимир Коскін // Демократична Україна. – 2006. – № 143. – С. 9.

5.   Омельченко Т. А. Твори Ж. Ю. Колодуб у репертуарі класу за­гального та спеціалізованого фортепіано / Т. Омельченко // Дослідження. Досвід. Спогади : зб. наук. праць. – Вип. 6. – К., 2005. – С. 129–133.

6.   Савицька Н. В. Вікові аспекти композиторської життєтворчості : автореф. дис. … докт. мистецтвознавства : спец. 17.00.03 «Музичне мистецтво» / Савицька Наталія Владиславівна ; Нац. муз. акад. України ім. П. І. Чай­ков­ського. – К., 2010. – 37 с.

7.   Сікорська І. М. Зоряний творчий стаж, помножений на сімей­ний / Ірина Сікорська // Музика. – 2011. – №№ 1–2. – С. 30–35.

8.   Сікорська І. М. Музика життя / Ірина Сікорська // Дзеркало тижня. Україна. – 2016. – № 2. – С. 11

9.   Сулим Р. А. Становление детской музыки в западноевропейской культуре XVIII – XIX веков (постановка проблемы) / Сулим Р. А. // Музыкальная культура Европы в межнациональ­ных контактах : сб. ст. – Сумы, 1995. – С. 30–39.

    10. Тимощук О. Є. Життя у ритмі творчих звершень / Олександра Тимощук // Слово просвіти. – 2006. – Ч. 3 (328). – С. 15.

11. Черкашина-Губаренко М. Р. Творчі дебюти Жанни Колодуб : монографія / Марина Черкашина-Губаренко. – К., 1999. – 24 с.


[1] Вера Николаевна Войцицкая (1908–1944) – профессиональная скрипачка (мать Жанны Колодуб). Родилась в городе Жме­рин­ка Винницкой области. Высшее музыкальное образование получила в Киевской консерватории в классе известного скрипача, дирижёра и педагога, заслуженного деятеля искусств Украины, профессора Давида Соломоновича Бертье (настоящая фамилия Лившиц). По окончании обучения приехала в Винницу, где играла на альте в двух симфонических оркестрах – при Винницком театре оперы и балета, а также при областном радио. Умерла в 1944 году в Виннице во время немецкой оккупации.

[2] Ефим Григорьевич Брондз (1900–1943) – профессиональный скрипач, педагог и музыкальный деятель (отец Жанны Колодуб). Родился в селе Ворошиловка Винницкой области. Высшее музыкальное образование получил в Одесской консерватории в классе талантливого педагога, одного из основопо­лож­ников советской скрипичной школы, народного артиста Украины, профессора Петра Соломоновича Столярского. По окончании обучения приехал в Винницу, где в 1933 году стал основателем и директором первой в Винницкой области детской музыкальной школы. Погиб в 1943 году в концлагере Майданек, близ города Люблин (Польша).

[3] Лев Николаевич Колодуб (род. в 1930 г.) – украинский композитор, педагог и музыкально-общественный деятель, народный артист Украины, профессор Национальной музыкальной академии Украины имени П. И. Чайковского, академик Национальной академии искусств Украины, член Национального союза композиторов Украины и Национального всеукраинского музыкального союза,   президент Ассоциации деятелей духовой музыки Украины, лауреат Национальной премии Украины имени Т. Г. Шевченко, премий имени Б. Н. Лятошинского, имени М. И. Вериковского, имени Иванны и Марьяна Коц, художественной премии «Киев» имени А. Веделя.

[4] Из интервью автора статьи с доктором искусствоведения, профессором Владимиром Николаевичем Апатским после кон­церта 22 ноября 2010 года, который подготовили педагоги и студенты ка­федры деревянных духовых инструментов Национальной музыкальной академии имени П. И. Чай­ков­ского к 80-летним юбилеям Жанны и Льва Колодубов.

[5] Из интервью автора статьи с педагогом Киевского института музыки имени Р. М. Глиэра Ярославом Васильевичем Верховинцем после юбилейного кон­церта Жанны и Льва Колодубов, который состоялся 22 ноября 2010 года в Малом зале Национальной музыкальной академии Украины имени П. И. Чайковского.

[6] Основополагающая роль немецкого композитора-романтика Роберта Шумана в становлении детской музыки более детально раскрыта в статье Р. Сулим: Становление детской музыки в западноевропейской культуре XVIII – XIX веков (постановка проблемы) / Сулим Р. А. // Музыкальная культура Европы в межнациональ­ных контактах : сб. ст. – Сумы, 1995. – С. 30–39.