Главная

№26 (март 2011)  

Архив

Тематические разделы
Музыка в Израиле
Классическая музыка
Современная музыка
Исполнительское искусство
Музыкальная педагогика
Литературные приложения

Оркестры, ансамбли, музыкальные театры

Афиша

Наши авторы

 Партнёры

Контакты

 

К ВОПРОСУ О СТРУКТУРЕ И ЛАДОВОМ СТРОЕНИИ ДРЕВНЕЕВРЕЙСКОЙ ЛИТУРГИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ

Марк Райс

I

В данной статье рассматриваются проблемы песнопений древнееврейской литургии. Музыка была введена в храмовую службу ещё царём Давидом (ум. 1018 до н.э.) и пышно расцвела при его сыне Соломоне (Шломо), окончательно же древнееврейское литургическое пение сложилось в эпоху Второго Храма (516 до н.э. – 70 н.э.)[1]. Богослужение в Храме было очень пышным: при нём существовал огромный хор левитов, исполнявший священные песнопения – либо вместе, либо антифонно. Кроме того, в храмовой службе принимали участие и многочисленные музыкальные инструменты[2], которые после разрушения Второго храма были выведены из богослужебной практики, за исключением шофара (трубы из бараньего рога).[3] В Древнем Израиле существовали также светские музыкальные жанры. Прежде всего это песни и танцы, упоминания о которых мы часто находим в ТАНАХе (аббревиатура от еврейских слов Тора, Пророки, Писания). Здесь и песня Моше после перехода через Красное море, и танец Мирьям с тимпаном, и песня Деборы, и многое другое. Особо нужно отметить псалмы – короткие сольные вокальные произведения, обычно религиозного содержания. Позже часть из них была включена в синагогальную службу.

Древнееврейское литургическое пение было монодическим и носило диатонический характер. Но во времена рассеяния в него проникли ладовые структуры народов, среди которых евреи жили. Так, в современном ашкеназском синагогальном пении наличествуют напевы гомофонно-гармонического строения, а в сефардском появляется многочисленная орнаментика, а также лады с интервалами в 1/4 и 3/4 тона, свойственные арабской музыке. Только в чтении Торы да в некоторых праздничных молитвах сохранились в относительной неприкосновенности ладовые закономерности, свойственные музыке древности; на них мы в первую очередь и будем основываться.

Основу высотной структуры древнееврейского литургического пения составляли  четыре звукоряда. Это три вида пентатоники[4] (c-d-f-g-a,  с-d-e-g-a, c-d-f-g-b) и миксолидийский лад (c-d-e-f-g-a-b), используемый скорее в качестве украшения.[5] Основным был звукоряд в объёме октавы, но часто он достигал объёма терцдецимы.

По форме музыка еврейская храмовая музыка представляла собой бриколаж. Вот как определяет его В. Мартынов: "Бриколаж есть техника манипуляции интонационными или мелодико-ритмическими формулами-блоками. Формулы эти могут быть крайне разнообразны по мелодическому рисунку, но при всём отличии друг от друга сами по себе они должны представлять стабильные структуры, не допускающие внутреннего динамизма. Количество этих формул может быть крайне велико, но обязательно изначально ограничено. В результате получается замкнутая система, внутри которой возможны лишь комбинационные перестановки формул"[6]. Иначе говоря, в бриколаже, как и в гомофонно-гармоническом складе, единицей является комплекс звуков, но этот комплекс располагается не по вертикали, а по горизонтали; вне этого комплекса отдельный звук никаких функций иметь не может.

       Еврейская литургия складывается из кантилляции и псалмодии. Псалмодия – это повторение одного и того же звука, она не  имитирует речь и независима от содержания. Формулы, входящие в неё – исключительно ритмические: обычно последний звук фразы несколько удлиняется либо после него следует короткая пауза (или берётся дыхание, хотя, строго говоря, оно может браться и в середине фразы); существуют и другие способы работы с ритмическими закономерностями. Псалмодия не имеет самостоятельного значения, но именно от неё во-многом зависит функция устойчивости/неустойчивости в древнееврейской литургической музыке, что будет показано позднее. На письме псалмодия не обозначается.

Кантилляция более связана со строением текста играет в литургии главенствующую роль. Её основу составляют индивидуализированные мелодические формулы-тропы, которые придают еврейской литургической музыке форму бриколажа. На письме они обозначаются невмами (таамим, טעמים; буквально "смыслы")[7], которые ставятся над или под буквой текста. Каждая из невм не обозначает определённой высоты, но, как во всех восточных культурах, только конкретный троп, который, в зависимости от диапазона голоса кантора можно было транспонировать, а в зависимости от конкретного окружения в различных службах – варьировать по форме. В кантилляции велика и роль импровизации, и поскольку правила импровизации нам известны, то, с поправкой на сохранившиеся с древних пор в живой практике приёмы чтения Торы, мы можем до некоторой степени и составить мнение о древней храмовой музыке.

Невмы ставятся только в письменных или печатных книгах Торы, предназначенных для молящихся, но не в свитках; хазан (кантор) должен читать текст с употреблением соответствующих тропов наизусть. Для этого он должен специально учиться; сейчас этот процесс занимает 3-5 лет. Невмы сопровождают отнюдь не  всякую букву Торы, что в своё время, начиная ещё с талмудических времён, вызвало споры, являются ли невмы записью только исполнения Торы или же также фиксации звуковысотного строя чтения; эти споры продолжаются и по сей день. Поскольку во времена Храма эти процессы были слиты, я присоединяюсь ко второй точке зрения.

Причин, почему невмами не обозначены все буквы, несколько. Во-первых, в иврите одни гласные выписываются, а другие не выписываются. Во-вторых, в зависимости от конкретных слов, одни и те же звуки могут читаться или не читаться. В-третьих, очень многие невмы имеют по нескольку значений[8]. И, главное, порядок выписывания невм, даже при строгой последовательности закономерностей между ними, а также между ними и текстом, является совершенно произвольным и не подчиняется никакой зависимости – ни ладовой, ни структурной, ни числовой.

       В еврейской кантилляции есть 27 тропов, к которым присоединяется 28-й троп, называемый псик פםיק) ), являющийся короткой паузой. Часть тропов имеет еврейское, часть арамейское происхождение; каждый из них обозначается своей невмой. Иногда один и тот же троп в зависимости от контекста имеeт разное звучание. Тем не менее они обозначаются на письме одними и теми же невмами. Система невм сложилась окончательно в т.н. "осевое время" по Ясперсу, т.е. не позднее II в. до н.э.[9] Это хорошо согласуется с тем, что по Агаде и Раши первым, кто обучал народ правилам кантилляционного пения и знакам кантилляции, был Экклезиаст (III в. до н.э.).

        Ниже даётся полная система тропов, составляющих еврейскую кантилляцию, по Розовскому[10].

 

Название и происхождение

(по-русски)

Значение

Название

(на иврите)

1.

Силлук – еврейская форма

Остановка

סלוק

2.

Этнах – арамейская форма

Успокоение

אתנח

3.

Типха – арамейская форма

Вздох

טפחא

4.

Сагол – еврейская форма

Группа

סגול

5.

Шальшелет – еврейская форма

Цепочка

שלשלת

6.

Закеф катон ("малый закеф") – еврейская форма

Небольшой подъём

טוןק זקף

7.

Закеф гадоль ("большой закеф") – еврейская форма

Большой подъём

דולג זקף

8.

Ревиа – арамейская форма

Уравновешенность

רביע

9.

Твир – арамейская форма

Прерывистость

תביר

10.

Зарка – арамейская форма

Рассеивание

זרקא

11.

Пашта – арамейская форма

Растяжка

פשטא

12.

Етив – арамейская форма

Остановка

יתיב

13.

Гареш – еврейская форма

Выталкивание

גרש

14.

Гершаим – двойной гареш

 

גרשים

15.

Азла – арамейская форма

Продолжение

אזלא

16.

Пазер – еврейская форма

Рассредоточение

פזר

17.

Тлиша гдола ("большая тлиша") – еврейская форма

Вырывание

תלישה גדולה

18.

Карней-пара – еврейская форма

Телячьи рога

הרפ-קרני

19.

Мунах – еврейская форма

Перерыв

מןנח לגרמיה

20.

Мунах легармеах ("независимый мунах") – еврейская форма

 

מונח לגרמח

21.

Мирха – арамейская форма

Удлинение

מירכה

22.

Мирха кфула – двойная мерха

 

מירכה כפולה

23.

Маапах – еврейская форма

Обратное движение

מהפך

24.

Дарга – еврейская форма

Шаг

דרגא

25.

Кадма – арамейская форма

Предыкт

קדמא

26.

Тлиша ктана ("малая тлиша")

Вдох

תלישה קטנה

27.

Яреах-бен-йомо – еврейская форма

"Месяц, сын дня"

ירח-בן-יומו

28.

Псик – арамейская форма

Краткий перерыв

פסיק

                                                                 Таблица 1. Тропы древнееврейской литургической музыки

II

Все тропы делятся на две большие группы – "господ" и "слуг". В первую группу входит 17 тропов из 28; они являются наиболее древними и сложились уже в эпоху Первого Храма. Главными характерными чертами "господ" является то, что их можно употреблять отдельно и что они могут завершать цепочку тропов, придавая ей значение самостоятельной структурной единицы. "Слуги" же, как ясно из предыдущего, могут появляться только в сочетаниях с "господами", предшествуя им. Они могут и образовывать цепочки между собой, но эти цепочки рано или поздно должны завершать "господа". Иначе говоря, "слуги" не могут образовывать самостоятельных структурных единиц, но именно от "слуг" в первую очередь зависит их преобразование – как с точки зрения длины, так и с точки зрения интонационного состава. "Слуги" исторически более позднее явление, чем "господа" – большинство их возникло в эпоху Второго Храма.

"Господа" делятся на несколько групп в зависимости от того, сколько тропов могут им предшествовать. Наиболее высокое место в этой табели о рангах занимают "императоры" – им может предшествовать до 6 тропов. На следующем месте стоят "короли", которым могут предшествовать только 5 тропов. Вслед за ними идут несколько "герцогов" и "графов" и один "барон", которым могут предшествовать не более 3 тропов. "Господин" низшей группы может предшествовать только "господину" более высокой группы, но не наоборот. Именно по этому признаку разбиты на группы "графы", "герцоги" и "барон", хотя они и имеют одинаковые максимальные по количеству тропов структурные цепочки. Ниже представлены таблицы всех сочетаний тропов, допустимых в древнееврейской кантилляции. Курсивом обозначены "слуги", обычным шрифтом "господа".

Императоры

ЭТНАХ

 

СИЛЛУК

 

Типха – Этнах

Мунах – Этнах

Типха – Силлук

Мунах – Силлук

Короли

РЕВИА

 

 

 

 

ЗАКЕФ ГАДОЛЬ

ЗАКЕФ КАТОН

 

 

ШАЛЬШЕЛЕТ

САГОЛ

 

 

ТИПХА

 

Азла – Ревиа

Мунах – Ревиа

Гареш – Ревиа

Гершаим – Ревиа

Дарга – Ревиа 

 

Закеф гадоль – Закеф катон

Мунах – Закеф катон

Пашта – Закеф катон

 

Шальшелет – Сагол

Мунах – Сагол

Зарка – Сагол

Твир – Типха

Мирха – Типха  

Герцоги

АЗЛА

ГАРЕШ

 

ГЕРШАИМ

ЕТИВ

ПАШТА

 

 

ЗАРКА

 

ТВИР

 

 

 

Кадма – Азла

Кадма – Гареш

Мунах – Гареш

Мунах – Гершаим

 

Етив – Пашта

Кадма – Пашта

Мирха – Пашта

Мунах – Зарка

Мирха – Зарка

Дарга – Твир

Мирха – Твир

Мирха кфула – Твир

Графы

КАРНЕЙ-ПАРА

ПАЗЕР

ТЛИША ГДОЛА

 

 

Мунах – Пазер

Мунах – Тлиша гдола

Барон

МУНАХ ЛЕГАРМЕАХ

 

Мирха – Мунах легармеах

         Таблица 2. Сочетания из одного и двух тропов

Императоры

ЭТНАХ

 

 

 

СИЛЛУК

 

МунахМунах – Этнах

КадмаМунах – Этнах

Твир – Типха – Этнах

Мирха – Типха – Этнах

Твир – Типха – Силлук

Мирха – Типха – Силлук

КадмаМирха – Силлук

Короли

РЕВИА

 

 

 

ЗАКЕФ КАТОН

 

 

 

 

САГОЛ

 

 

 

ТИПХА

 

Кадма – Азла – Ревиа

Кадма – Гареш – Ревиа

Мунах – Гареш – Ревиа

Мунах – Гершаим – Ревиа

МунахМунах – Закеф катон

КадмаМунах – Закеф катон

Маапах  – Пашта – Закеф катон

Етив – Пашта – Закеф катон

Мирха – Пашта – Закеф катон

МунахМунах – Сагол

КадмаМунах – Сагол

Мунах – Зарка – Сагол

Мирха – Зарка – Сагол

Дарга – Твир – Типха

Мирха кфула – Твир – Типха

Мирха  – Твир – Типха

МунахМирха  – Типха

КадмаМирха  – Типха

Герцоги

АЗЛА

ГАРЕШ

 

 

ГЕРШАИМ

 

ПАШТА

 

 

 

ЗАРКА

 

 

 

ТВИР

 

 

 

Тлиша ктана – Кадма Азла

Тлиша ктана – Кадма – Гареш

МунахМунах – Гареш

Дарга Мунах – Гареш

МунахМунах – Гершаим

Дарга Мунах – Гершаим

МунахМаапах – Пашта

КадмаМаапах  – Пашта

МунахМирха – Пашта

КадмаМирха – Пашта

МунахМунах – Зарка

КадмаМунах – Зарка

Мунах Мирха – Зарка

КадмаМирха – Зарка

КадмаДарга – Твир

КадмаМирха – Твир

Мунах Мирха – Твир

Графы

ПАЗЕР

 

 

ТЛИША ГДОЛА

 

МунахМунах – Пазер

Дарга Мунах – Пазер

КадмаМунах – Пазер

МунахМунах – Тлиша гдола

Дарга Мунах – Тлиша гдола

Барон

МУНАХ ЛЕГАРМЕАХ

КадмаМирха – Мунах легармеах

МунахМирха – Мунах легармеах

 

              Таблица 3. Сочетания из трёх тропов

Императоры

ЭТНАХ

 

 

 

 

СИЛЛУК

 

Дарга Твир – Типха – Этнах

Мирха кфула – Твир – Типха – Этнах

Мирха – Твир – Типха – Этнах

МунахМирха – Типха – Этнах

КадмаМирха – Типха – Этнах

Дарга Твир – Типха – Силлук

Мирха – Твир – Типха – Силлук

Дарга Мирха – Типха – Силлук

МунахМирха – Типха – Силлук

Тлиша ктана – КадмаМирха – Силлук

МунахКадмаМирха – Силлук

КадмаМирха – Типха – Силлук

Короли

РЕВИА

 

 

 

 

 

 

ЗАКЕФ КАТОН

 

 

 

 

САГОЛ

 

 

 

ТИПХА

 

Тлиша ктана – Кадма – Азла – Ревиа

МунахМунахМунах – Ревиа

Тлиша ктана – Кадма – Гареш – Ревиа

Мунах Мунах – Гареш – Ревиа

КадмаМунах – Гареш – Ревиа

Мунах Мунах – Гершаим – Ревиа

КадмаМунах – Гершаим – Ревиа

Тлиша ктана – КадмаМунах – Закеф катон

Мунах КадмаМунах – Закеф катон

 Мунах Кадма – Пашта – Закеф катон

Тлиша ктана – Кадма – Пашта – Закеф катон

КадмаМирха – Пашта – Закеф катон

МунахМунах – Зарка – Сагол

Кадма Мунах – Зарка – Сагол

МунахМирха – Зарка – Сагол

Кадма Мирха – Зарка – Сагол

Кадма Дарга – Твир – Типха

МунахДарга – Твир – Типха

Кадма Мирха  – Твир – Типха

МунахМирха  – Твир – Типха

МунахКадмаМирха  – Типха

Тлиша ктана – КадмаМирха  – Типха

Герцоги

ГЕРШАИМ

ПАШТА

 

 

ЗАРКА

 

 

ТВИР

 

 

МунахМунахМунах – Гершаим

МунахТлиша ктана – Кадма – Пашта

Тлиша ктана – КадмаМирха  – Пашта

МунахКадмаМирха  – Пашта

МунахМунахМунах – Зарка

Тлиша ктана – КадмаМирха – Зарка

МунахКадмаМирха – Зарка

Тлиша ктана – КадмаДарга – Твир

МунахКадмаДарга – Твир

Тлиша ктана – КадмаМирха – Твир

МунахКадмаМирха – Твир

Графы

ПАЗЕР

 

 

ТЛИША ГДОЛА

 

МунахМунахМунах – Пазер

Тлиша ктана – КадмаМунах – Пазер

МунахКадмаМунах – Пазер

МунахМунахМунах – Тлиша гдола

Тлиша ктана – КадмаМунах – Тлиша гдола

МунахКадмаМунах – Тлиша гдола

Барон

МУНАХ ЛЕГАРМЕАХ

 

Тлиша ктана – КадмаМирха – Мунах легармеах

МунахКадмаМирха – Мунах легармеах

             Таблица 4. Сочетания из четырёх тропов

Императоры

ЭТНАХ

 

 

СИЛЛУК

 

Тлиша ктана – КадмаМирха – Типха – Этнах

МунахКадмаМирха – Типха – Этнах

МунахМунахМунахМунах – Этнах

КадмаДарга Твир – Типха – Силлук

 МунахДарга Твир – Типха – Силлук

КадмаМирха – Твир – Типха – Силлук

МунахМирха – Твир – Типха – Силлук

МунахТлиша ктана – КадмаМирха – Силлук

Тлиша ктана – КадмаМирха – Типха – Силлук

МунахКадмаМирха – Типха – Силлук

Короли

РЕВИА

 

 

 

ЗАКЕФ КАТОН

 

 

 

 

 

 

САГОЛ

 

 

 

 

ТИПХА

 

МунахТлиша ктана – Кадма – Азла – Ревиа

МунахТлиша ктана – Кадма – Гареш – Ревиа

МунахМунахМунах – Гареш – Ревиа

МунахМунах Мунах – Гершаим – Ревиа

МунахМунах Мунах – Гершаим – Закеф катон

МунахТлиша ктана – КадмаМунах – Закеф катон

Тлиша ктана – КадмаМаапах  – Пашта – Закеф катон

Мунах КадмаМаапах  – Пашта – Закеф катон

Тлиша ктана – КадмаМирха – Пашта – Закеф катон

МунахКадмаМирха – Пашта – Закеф катон

МунахМунахМирха – Пашта – Закеф катон

Тлиша ктана – Кадма Мунах – Зарка – Сагол

МунахКадма Мунах – Зарка – Сагол

МунахТлиша ктана – Кадма Мунах – Сагол

Тлиша ктана – Кадма  Мирха – Зарка – Сагол

МунахКадма  Мирха – Зарка – Сагол

МунахМунахДарга – Твир – Типха

МунахКадма Дарга – Твир – Типха

Тлиша ктана – Кадма Дарга – Твир – Типха

МунахТлиша ктана – КадмаМирха  – Типха

Герцоги

ГЕРШАИМ

 

ПАШТА

 

 

 

ЗАРКА

 

 

 

ТВИР

 

 

МунахМунахМунах Мунах – Гершаим

МунахТлиша ктана – КадмаМунах – Гершаим

МунахТлиша ктана – Кадма Маапах  – Пашта

МунахМунахМунахМаапах  – Пашта

МунахТлиша ктана – КадмаМирха  – Пашта

МунахМунахМунахМирха  – Пашта

МунахМунахМунах Мунах – Зарка

МунахТлиша ктана – КадмаМунах – Зарка

МунахМунахМунахМирха  – Зарка

МунахТлиша ктана – КадмаМирха  – Зарка

МунахМунахМунахДарга – Твир

МунахТлиша ктана – КадмаДарга – Твир

МунахМунахМунахМирха – Твир

МунахТлиша ктана – КадмаМирха – Твир

Графы

ПАЗЕР

 

ТЛИША ГДОЛА

 

МунахМунахМунах Мунах – Пазер

МунахТлиша ктана – КадмаМунах – Пазер

МунахМунахМунах Мунах – Тлиша гдола

МунахТлиша ктана – КадмаМунах – Тлиша гдола

Барон

МУНАХ ЛЕГАРМЕАХ

 

МунахМунахМунахМирха – Мунах легармеах

МунахТлиша ктана – КадмаМирха – Мунах легармеах

                                          Таблица 5. Сочетания из пяти тропов

Императоры

ЭТНАХ

 

СИЛЛУК

 

МунахМунахМунахМирха – Типха – Этнах

МунахТлиша ктана – КадмаМирха – Типха – Этнах

МунахМунахМунахМирха – Типха – Силлук

МунахТлиша ктана – КадмаМирха – Типха – Силлук

Короли

РЕВИА

 

 

 

ЗАКЕФ КАТОН

 

САГОЛ

 

 

 

ТИПХА

 

МунахМунахМунахМунах – Гареш – Ревиа

МунахТлиша ктана – КадмаМунах – Гареш – Ревиа

МунахМунахМунахМунах – Гершаим – Ревиа

МунахТлиша ктана – КадмаМунах – Гершаим – Ревиа

МунахМунахМунахМаапах  – Пашта – Закеф катон

МунахТлиша ктана – КадмаМаапах  – Пашта – Закеф катон

МунахМунахМунахМирха – Зарка – Сагол

МунахТлиша ктана – КадмаМирха – Зарка – Сагол

МунахМунахМунахМунах – Зарка – Сагол

МунахТлиша ктана – КадмаМунах – Зарка – Сагол

МунахМунахМунахДарга – Твир – Типха

МунахТлиша ктана – КадмаДарга – Твир – Типха

МунахМунахМунахМирха – Твир – Типха

МунахТлиша ктана – КадмаМирха – Твир – Типха

                                              Таблица 6. Сочетания из шести тропов

Императоры

ЭТНАХ

 

СИЛЛУК

 

МунахМунахМунахДарга – Твир – Типха – Этнах

МунахТлиша ктана – КадмаДарга – Твир – Типха – Этнах

МунахМунахМунахДарга – Твир – Типха – Силлук

МунахТлиша ктана – КадмаДарга – Твир – Типха – Силлук

                                               Таблица 7. Сочетания из семи тропов

III

Рассмотрим теперь функциональность в музыке древнееврейской литургии. Начнём со строения самих тропов. Основная, кантилляционная часть тропа может состоять из любого количества звуков – от 1 до 23. Правда, столь большое количество встречается лишь один раз, в тропе Карней-пара, но он по строению делится на две части, каждая из которых структурно напоминает "обычный" троп; объединение этих структур обусловлено лишь обязательностью их следования одна за другой. В большинстве тропов содержится 2-5 звуков.

Чаще всего наиболее длинным звуком является последний; очевидно, здесь сказывается влияние структуры древнееврейского языка, в котором ударения в большинстве слов падают на последний слог. Таково ритмическое соотношение звуках в тропах Этнах, Силлук, Типха, Сагол, Шальшелет, Закеф катон, Закеф гадоль, Ревиа, Твир, Зарка, Гареш, Гершаим, Тлиша гдола, Карней-пара, Мунах, Мирха кфула, Маапах, Дарга, Тлиша ктана, Яреах-бен-йомо. Некоторые из этих тропов имеют варианты из равных по длительности звуков; употребление этих вариантов зависит от контекста. Их имеют Этнах, Силлук, Типха, Маапах; в других тропах последний длинный звук делится на две равных длительности, как в тропах Твир и Тлиша гдола. Наконец, Этнах, кроме уже указанных двух, имеет вариант, в котором наиболее длинным звуком является и предпоследний.

Наиболее длинным звуком является предпоследний в тропах Зарка, Етив, Азла, Пазер, Мунах легармеах, Мирха, Кадма; кроме того, вариант с длинным предпоследним звуком имеет троп Шальшелет. Нужно сказать, что исходя из структуры слова и/или предложения, в которое это слово входит, наиболее устойчивым оказывается здесь длинный предпоследний звук.

Наконец, троп Псик представляет из себя краткую паузу. Технически это перерыв для взятия дыхания, а функционально его задача – отделять одну музыкальную структуру от другой и в принципе он может идти после любого тропа, хотя чаще следует за "господами".

До сих пор речь, как было уже сказано, шла об основной, кантилляционной части тропа. Но перед каждым тропом может идти также необязательная псалмодическая часть, состоящая не более чем из 5 очень быстрых звуков. Обычно эти звуки идут на высоте первого звука кантилляционной части; их число обычно ограничено постольку, поскольку в противном случае их суммарная длительность превысила бы длительность главного устоя – наиболее длинного звука тропа. В тропе Шальшелет псалмодия представляет собой фигурацию из 4 звуков на трезвучии, построенном от основного тона; эта фигурация может повторяться не более 2 раз[11], безусловно по той же причине. Появление псалмодической части и её длина связаны, по нашему мнению, с длиной слов или выражений в тексте, на который поются данные тропы и их последовательности.

Итак, главным устоем внутри тропа является самый длинный звук. Но в бриколажной структуре единицей устойчивости звук быть не может; это обязательно троп в целом. Если судить на слух, то это обычно последний троп раздела или его части[12].

Но к нему ведёт довольно сложная и изменчивая структура. В принципе устойчивость в первую очередь зависит от "господ", которыми заканчиваются фразы и разделы. Если внутри фразы или раздела перед всеми из них стоит максимальное число возможных тропов, то наиболее устойчивыми оказываются тропы более высокой группы; вокруг них и группируются остальные. Но чаще всего этого не бывает. В таком случае наиболее значимым оказывается тот троп, которому предшествует больше всего тропов более низкой группы (напомним, что речь здесь и далее идёт о самостоятельной музыкально-структурной единице). Часто из-за этого в конкретной музыке троп более низкой группы оказывается устойчивее тропа более высокой группы. При равенстве ведущих к нему "цепочек" устойчивее оказывается тот, у которого в "цепочке" (в данной конкретной структуре) есть больше "господ". Впрочем, только к "императорам" да к одному из "королей" могут вести по два других "господина", к остальным же – один или только "слуги"[13].

Здесь на более высоком уровне подтверждается та закономерность, что наблюдалась и в отдельном тропе: устойчивее оказываются те тропы, которые, вместе с предшествующими им более слабыми "господами" и "слугами", имеют большую длительность, и лишь при одинаковой длительности предшествующих "цепочек" начинает играть роль собственно группа, в которую входит троп.

Впрочем, это лишь наиболее общие принципы. На практике, как уже было сказано, каждый из "господ" может существовать и отдельно. В случае, если несколько их следуют подряд, особенно с такими предваряющими "цепочками", которые состоят тоже из "господ", они на слух воспринимаются как единое и очень яркое целое, вокруг которого группируются другие тропы – отчасти из-за того, что общая суммарная длительность этих цепочек оказывается большой, отчасти потому, что там друг за другом следуют несколько тропов-"господ", часто высоких классов.

Пока мы рассматривали тропы в их "естественных", обозначенных бриколажными правилами, сочетаниях и последовательностях. Но в древнееврейской литургии существует и такой приём, как ассимиляция[14], т.е. поглощение одного тропа другим. Ассимиляция возникла достаточно поздно, не раньше возвращения иудеев из Вавилонского плена (539 г. до н.э.). Суть её заключается в том, что последний, самый длинный звук тропа, может быть замещён несколькими более краткими, т.е. псалмодией, которая в данном случае становится как бы частью кантилляции и получает те же функции устойчивости, которые имел замещаемый ею звук. Псалмодия, связанная с приёмом ассимиляции, несколько отличается от "необязательной" псалмодии, которая может предварять троп. Во-первых, звуки в ней гораздо медленней, во-вторых, их чаще всего значительно больше, чем пять.

Суть приёма ассимиляции заключается в том, что последние звуки этой псалмодии можно как бы превратить в "затактовую" псалмодию следующей структуры. До известной степени это напоминает ладовое строение музыки Древней Греции: если соединение тропов согласно таблице напоминает греческие основные лады, то соединение их с помощью ассимиляции, т.е. через общий звук, напоминает греческие гиполады, с той разницей, что в бриколаже соединяются не тетрахорды, а тропы самого различного интонационного и ритмического строения.

Ассимиляция даёт много возможностей. Во-первых, благодаря гораздо более тонкому переходу устойчивости в неустойчивость, можно сказать, функциональной переменности отдельных тропов, достигается гораздо большая выразительность музыки. Во-вторых, за счёт ассимиляции может увеличиваться и длина цепочки, если структура высшего порядка превращается в структуру низшего порядка и они следуют друг за другом без перерыва. Наконец, с помощью ассимиляции может осуществляться и своеобразная бриколажная модуляция: если в тропе последний звук является интонационно верхним, то псалмодия при ассимиляции может "предварять" троп, в котором первый звук является нижним, и таким образом новая цепочка перемещается на другую высоту.

Разумеется, в древнееврейском литургическом пении есть и другие способы такой  "модуляции". Она может осуществляться, в частности, не через общий звук, как при ассимиляции, а через общий троп. Дело в том, что при транспорте некоторые из тропов в точности совпадают по интонационному составу, причём есть и такие случаи, когда по строению совпадают "господа" и "слуги". Так, один из вариантов тропа Силлук совпадает с одним из вариантов тропа Закеф Катон, а также с тропом Мирха в том виде, в котором он появляется перед тропом Твир. Напомню, что Силлук – это "император", а Твир – всего-навсего "герцог". Но при таком приравнивании "господина" к "слуге" в одной цепочке может даже появиться троп принадлежащий к низшей группе после тропа более высокой группы. Есть и ещё несколько подобных одинаковых интонационно по форме тропов; в двух случаях схожи между собой 2 тропа, в одном случае – 3. Есть и случай, когда одинаково выглядят 5 тропов: два варианта тропа Мирха, Мунах в том виде, в котором этот троп стоит перед Тлиша ктана, Етив и Азла. Не стоит описывать, какое интонационное разнообразие представляет собой приравнивание этих тропов.

Разумеется, как при ассимиляции, так и при переходе в другой звукоряд через общий троп, общие звуки меняют относительную высоту, так как в одном и том же звукоряде все бриколажные единицы и их сочетания имеют постоянную высоту относительно его начального звука, а потому одно-единственное значение.

Главное значение, как мы видели, в древнееврейской литургической музыке принадлежит ритму. Те звуки, которые длятся больше, являются более устойчивыми, те звуки, которые длятся меньше, являются более неустойчивыми. В реальной службе, при наличии канторской импровизации, отдельные звуки удлиняются в зависимости от смысла текста, что, разумеется, тоже влияет на функциональность.

Это легко подтверждается прежде всего на примере употребления псалмодии. Как уже говорилось, псалмодия, единицей которой является звук, перед началом тропа может повторяться не более 5 раз, т.е. состоять не более из пяти звуков. В тропе Шальшелет, где предшествующая псалмодия представляет собой фигурацию из четырёх звуков, максимальное количество повторений псалмодии меньше: в четырёхзвучном варианте тропа она может повторяться до 3 раз (т.е. состоять максимально из 12 звуков), а в 9- и 10-звучном вариантах – до 2 раз (состоять не более из 8 звуков), чтобы вместе с короткими нотами звуками тропа не превысить по длительности основного, самого длинного звука.

Наоборот, при ассимиляции количество звуков псалмодии, замещающих длинный звук тропа, должно быть гораздо больше пяти, обычно не меньше 8, и каждый из них длиннее тропа "затактовой" псалмодии. Этот эффект создаёт устойчивость, которая должна быть присуща основному, наиболее важному звуку тропа: ведь они ощущаются на слух как группа, равная по длине этому звуку. Ритмические соотношения звуков внутри тропов отличаются исключительным разнообразием, что помогает при их объединении достичь большего выразительного эффекта.

Похоже, что большая устойчивость длинных звуков – это единственная закономерность, общая для всех бриколажных форм и стилей. Интонационная сторона в структуре древнееврейского литургического пения не так важна, как ритмическая, поскольку звуки тропа строго фиксированы, функция закреплена только за тропом в целом, а звукоряды служат лишь строительным материалом для интонационных формул. Думается, это свойственно всем бриколажным стилям, а потому общих интонационных закономерностей между ними быть не может. Ведь в зависимости от национальной принадлежности напевов изменяется и состав употребляемых звукорядов, и их диапазон, и количество, а также само строение интонационных формул и форм связи между ними. До известной степени эти различия сказываются и в музыке разных жанров внутри одной национальной культуры.

Местных кульминаций в напевах древнееврейской литургии нет или они чувствуются очень слабо; это также закономерность всех или большинства бриколажных стилей. До известной степени могут выделяться лишь один или несколько последних тропов части службы. Этим достигается тот же результат, что и во всех "восточных" (вариантных) формах: музыка может тянуться как бы "до бесконечности", не теряя выразительности ни в коротких молитвах, ни в многочасовом богослужении Судного дня.


[1] См. E. Werner. The Origin of Psalmody. //HUCA, 25, 1954. р. 327 – 345.

[2] См. А. Браудо. Всеобщая история музыки, т. 1, гл. 1. О происхождении музыкального искусства. http://opentextnn.ru/music/epoch%20/braudo/Bd1.%20Before%20XVI%20century/?id=1754

[3] Впоследствии в ашкеназском богослужении в минимальных дозах появляются инструменты, а с 1810 г. в хоральных синагогах вместе с хором используется и орган.

[4] Все звукоряды показаны от с.

[5] Cм. S. Rosowsky. Cantillation in the Bible, New York , 1957.

[6] В. Мартынов. Конец времени композиторов. М., 2002. С. 6.

[7] См. A. Idelson. Jewish Liturgy and its development. New York , 1929.

[8] Именно в этом и кроются истоки споров, является ли невменная запись также формой фиксации структуры произведения, а не только её исполнения. Но, представляется, все формы изменения невменных значений укладываются в достаточно строгую систему закономерностей, что будет показано ниже.

[9]  См. E.Werner, op. cit.

[10] Op.cit, p. 5-6.

  [11] В одном из вариантов – 3 разa; об этом речь пойдёт далее.

[12]Напомню, что речь идёт в основном о чтении Торы, хотя некоторые праздничные молитвы, например "Авину малкейну" אבינו מלכינו)) поются по тем же правилам кантилляции.  

[13] Строго говоря, "слуги" тоже делятся на "классы", но поскольку общую устойчивость раздела прежде всего определяют всё же "господа", этот вопрос мы здесь рассматривать не будем.

[14] Термин С. Розовского.