Главная

О нас

Свежий номер  

Архив

Тематические разделы

Музыка в Израиле
Классическая музыка
Современная музыка
Музыка по жанрам
Исполнительское искусство Музыкальная педагогика
Литературные приложения
Видеотека

Оркестры, ансамбли, музыкальные театры

Афиша

Наши авторы

 Партнёры

Контакты

 

ОРКЕСТР ПОЛИЦИИ ИЗРАИЛЯ

О прошлом и настоящем необычного музыкального коллектива

Борис Турчинский

Борис Турчинский - преподаватель консерватории в г. Петах-Тиква (Израиль), музыкальный публицист. Cобственный корреспондент научно-популярного журнала «Оркестр» (Москва)

Boris Turchinsky is  a teacher of Conservatory in Petah Tiqwa (Israel) and a music publicist. He is also a correspondent of the popular sciencific magazine "Orchestra" (Moscow).

boris917@gmail.com

Аннотация. Своё начало оркестр полиции Израиля берет в далёком 1921 гору при Британском мандате. Первым дирижёром оркестра стал капитан британской армии Обери Сильвер. При провозглашении в 1948 году государства Израиль,он, как и многие музыканты оркестра, сменили погоны и остались служить верой и правдой  новой стране. Сегодня это известный и востребованный в стране  музыкальный коллектив. Без его музыкального сопровождение не проходит ни один государственный праздник страны. Оркестр много выступает перед широкой аудиторией. Коллектив оркестра полиции Израиля с достоинством представлял искусство Израиля во многих странах мира: России, Украине, Германии, Венгрии… Возглавляет коллектив Михаил Гуревич.

Ключевые слова: Обери Сильвер, Михаил Гуревич, Борис Шлепаков, Леонид Виноградов, Валерий Халилов, Спасская башня.

Israeli Police Orchestra

Abstract. This article  is about the oldest musical orchestra  in Israel The orchestra was estableshed in the distant 1921 during the British Mandate.  The first conductor of the orchestra was  Obery Silver, the captain of the British army. When the State of Israel was proclaimed in 1948, he and many musicians of the orchestra changed their shoulder straps and remained faithful to the new country. Today it is a well-known and popular musical group in the country. There's no holiday that is held without its musical accompaniment. The orchestra performs for a wide audience. The staff of the Israeli police orchestra represented the Israeli music with dignity on many countries of the world: Russia, Ukraine, Germany, Hungary... The head of the team is Mikhail Gurevich.

Key words: Israeli Police Orchestra, Oberi Silver, Mikhail Gurevich, Boris Shlepakov, Valery Khalilov, Spasskaya Tower, BorisTurchinsky, Leonid Vinogradov, British Mandate.

 

«Наша служба и опасна, и трудна,
И на первый взгляд, как будто, не видна…».

            Эти слова известной песни о работниках правопорядка вряд ли можно с полным правом отнести к музыкантам - даже если они полицейские. Их служба не так  уж и опасна - хотя, конечно, по-своему трудна, и строки старой песни о советских милиционерах с полным правом могут иметь отношение и к сегодняшним полицейским музыкантам Израиля.

Со времён стародавних…

История полиции Израиля ведёт отсчёт своих лет со дня образования государства в 1948 году. А духовой оркестр полиции был создан ещё в 1921-м, в период правления Британского мандата.

Летом 2017 года об этом коллективе и его пути рассказывала специальная экспозиция в историко-этнографическом Музее Иерусалима, который горожане знают как «Дом АРИ». Этот дом  на улице Ор Хаим, 6, в еврейском квартале Старого города - здание не простое. По преданию, в 1534 году здесь родился знаменитый каббалист Ицхак Лурия (АРИ), основоположник Лурианской каббалы.

К музыке это, впрочем, имеет мало отношения. Зато к евреям и их традиции, куда входят и молитва, и музыка, самое непосредственное отношение имели правила, устанавливаемые сменявшими друг друга колониальными властями. Об этом нам напоминает мемориальная доска на здании современного полицейского участка в Старом городе Иерусалима, бывшей турецкой полицейской казармы «кишле». Написано, что сюда приводили тех евреев, которые «осмеливались трубить в еврейский традиционный костяной рог шофар» - в нарушение существовавшего запрета.

Турецкий оттоманский закон запрещал и создавать новые синагоги в еврейских поселениях (ишувах) Палестины, и это заставляло евреев скрывать свои молитвенные залы, расположенные в жилых домах. Вначале синагога «АРИ» также существовала подпольно. В последующий период молитвы в синагоге проводились уже открыто. А в 1936 году синагога была разграблена и сожжена.

Впоследствии эта синагога была восстановлена и в 1976 году вошла в экспозицию вновь открытого историко-этнографического музея «Старый ишув» Исаака Каплана, посвящённого истории и этнографии ишува со времени оттоманского правления до окончания британского мандата и освобождения Иерусалима.

Это здание  также известно как «Дом Вейнгартена» - по имени одного из его владельцев.

Начало пути

Первым дирижёром оркестра британской палестинской полиции был капитан Обери Сильвер. Во время арабских беспорядков в Иерусалиме в 1938 году он получил ранение в результате взрыва гранаты.

Несколько музыкантов оркестра погибли в войнах за независимость Израиля.

После провозглашения государства Израиль в мае 1948 года оркестр сохранился и перешёл под начало израильской полиции. С тех пор широко развернулась его деятельность как многофункционального духового коллектива.

Буквально одним абзацем хочу обозначить еще несколько израильских музыкальных коллективов - также с завидной историей.

Это духовой оркестр «Кинор-Цион» («Скрипка Сиона») из Петах-Тиквы, год образования которого - 1931-й, Израильский Филармонический оркестр – 1936-й год. В 1948 году был создан ныне церемониальный, правительственный оркестр Армии обороны Израиля. Оркестр полиции – старейший среди них.

Итак, довольно долго –  27 лет! – оркестр полиции существовал как британский, и только в 1948 году, при создании государства Израиль, его музыканты сменили погоны.

В 20-х годах прошлого века в городах Европы вообще были очень популярны духовые оркестры. Они играли в городских парках танцевальную музыку, известные песни и мелодии, играли по выходным, на праздниках и городских гуляниях. И наш полицейский оркестр также участвовал в подобных мероприятиях в Тель-Авиве и в других городах, где у местных жителей-репатриантов из Европы во многом сохранялись европейские привязанности.

В нашем очерке мы расскажем об истории старейшего в стране оркестра. Расскажем о музыкантах и дирижерах этого коллектива. Расскажем также о наиболее интересных событиях в творческой жизни оркестра в прошлом и настоящем. Чтобы получить необходимую информацию, я не только посетил иерусалимскую выставку истории оркестра, но и встретился с сегодняшним руководителем оркестра полиции Михаилом Гуревичем. И вот, что он мне рассказал - рассказал, кстати, по-русски.

Рассказ главного дирижёра

Сегодняшний Оркестр полиции Израиля состоит из профессиональных музыкантов с высшим и средним музыкальным образованием. Большинство — выходцы из стран СНГ, многие из которых имеют опыт работы в различных симфонических и духовых оркестрах, выпускники известных консерваторий. Среди них есть лауреаты всесоюзных и республиканских конкурсов музыкантов-исполнителей.

Мы – работники полиции: как и все, мы проходили курсы полицейской подготовки, принимали присягу. Поэтому иногда, в дни праздников или крупных мероприятий, нас направляют на усиление нарядов полиции, где оркестрантам приходится выполнять обязанности обычных полицейских. Есть ещё такое понятие: «кав кедми» (в буквальном переводе – передовая линия), когда участник оркестра направляется на работу в полицию на более длительное время. Так что, насчёт того, что «наша служба и опасна, и трудна», всё правильно, без всякой натяжки! И мы, полицейские оркестранты, заявляем об этом во весь голос, нас слышно за версту!

Когда нет концертов, мы съезжаемся в Иерусалим на общую репетицию. Потом каждый участник занимается самостоятельной подготовкой или приводит в порядок нашу библиотеку: она довольно большая - нужно систематизировать ноты, составлять каталоги…

Коллектив неоднократно и с большим успехом выступал за рубежом — в России и Украине, в Швейцарии, Германии, Венгрии - и был удостоен многочисленных наград.

Репертуар оркестра включает произведения композиторов-классиков и израильских авторов, джазовые сочинения.

От автора

БОльшая часть репертуара исполняется в оригинальных обработках, осуществлённых дирижёром оркестра Михаилом Гуревичем. Ему самому неудобно рассказывать о себе, поэтому о нём расскажу я: мы хорошо знакомы.

Михаил Гуревич в Израиле с 1990 года. Сразу после приезда, буквально на второй день, начал работать в Тель-авивском симфоническом оркестре, за что благодарен своим друзьям Алику Шапиро и Леониду Виноградову - они привели его на прослушивание. В этом коллективе Михаил проработал пять лет как тромбонист. Гуревич - автор многих обработок популярных классических произведений, а также фантазий на темы русских и израильских композиторов. Записал диск с оркестром израильской полиции, ставший популярным не только на родине, но и во многих странах мира. Принимал участие в качестве дирижёра в различных телевизионных программах, посвящённых оркестру. Добавим, что Михаил - выпускник кафедры духовых инструментов Ленинградского института культуры.

Традиционное интервью

 - Михаил, знаю не понаслышке, что ваш коллектив - один из наиболее востребованных в Израиле!

 - У нас концерты или участие в мероприятиях - практически ежедневно. Даже затрудняюсь их перечислить. Прежде всего, это церемониальная служба. Встречи различных делегаций, обслуживание праздников и торжеств нашей полиции. Участие во всех мероприятиях, посвящённых знаменательным датам нашей страны. Выступаем в школах. Много концертов даем в домах престарелых. Участвуем в фестивалях. Мы – частые гости в доме президента страны во время приема им зарубежных гостей. Бывают и вечера памяти погибших полицейских и пограничников, на которые всегда приглашаются члены их семей. Кстати, согласно уставу, всякий раз, когда перед сотрудниками полиции выступает Министр внутренней безопасности или Генеральный инспектор, его выступление предваряет особый звуковой сигнал. Подаём его, конечно же, мы, музыканты.

Полиция устраивает много специальных мероприятий по связям с общественностью - это дни полиции в школах, в летних детских лагерях, в жилых районах, когда полицейские демонстрируют все свои возможности - а то ведь многие думают, что наши сотрудники только и заняты тем, что расхаживают по улицам с наручниками и вешают повсюду штрафы. Полицейские часто привозят в детские летние лагеря собак-ищеек, служебных лошадей и рассказывают о том, какую роль те выполняют в полиции. В конце таких встреч обычно выступает наш оркестр.

- Ты учился в Ленинградском институте культуры. А что было до этого? Кто были твои первые учителя? Музыка у тебя вышла на первый план спонтанно, или к тому были предпосылки?

- Когда мне было 10 лет, мама привела меня во Дворец пионеров на Невском проспекте,  39 (это знаменитый Аничков дворец), и меня записали в кружок ударных инструментов. На ударных я прозанимался один год, а затем перешёл в класс тромбона и баритона. Во дворце у нас был духовой оркестр, им руководил замечательный педагог и тромбонист Георгий Иванович Страутман, у него же я затем учился в музыкальной школе на улице Садовой. Когда я постиг азы обучения, меня пригласили в симфонический оркестр дворца, что было для меня очень престижно, я страшно гордился этим! Руководили коллективом Владимир Николаевич Бадулин и ныне всемирно известный дирижёр Марис Янсонс.

После окончания школы я поступил в Ленинградский институт культуры, в класс тромбона Виталия Константиновича Лаврова, впоследствии директора Ленинградской певческой капеллы, а затем оказался в классе профессора Акима Алексеевича Козлова. Вспоминая Акима Алексеевича, уместно будет заметить, что это был музыкант и педагог каких не много. Выдающийся! Более пятидесяти лет, с 1937-го по 1989-й, Козлов был солистом-концертмейстером группы тромбонов симфонического оркестра Ленинградской филармонии под руководством Евгения Мравинского. Среди его учеников такие талантливые тромбонисты, как Виктор Венгловский, Борис Виноградов, Алексей Евтушенко и другие.

                                                                           Справка.

 Аким Алексеевич Козлов - российский и советский тромбонист и музыкальный педагог. Солист симфонического оркестра Ленинградской филармонии, профессор Ленинградской и Петрозаводской консерваторий, а также Ленинградского института культуры имени Н.К.Крупской, заслуженный артист РСФСР.

Вот, что писал о Козлове народный артист СССР знаменитый дирижёр Натан Рахлин: «Творчество Акима Козлова способствовало значительному расширению роли тромбона в симфоническом оркестре. Благодаря ему и другим представителям «…орлиной стаи тромбонистов-виртуозов…», оркестровые тромбоновые партии изменились в сторону большей технической виртуозности и «…виолончельной певучести…». И ещё: «Он с блеском преодолевает технические трудности. Красивый и могучий звук его инструмента придаёт особенную окраску звучности оркестра. В сольных эпизодах, монологах, он бывает строгим и лиричным, находит индивидуальные краски, нюансы, придающие симфоническим образам ясность, точность характеристики, романтическую приподнятость и реалистическую определённость».

- Несколько слов о твоей работе в Ленинграде, Михаил. Мой товарищ Марк Штейнберг говорит, что во всем у тебя чувствуется  ленинградская школа.

 - Среди знаковых мест моих работ в Ленинграде – оркестр Ленинградского театра музыкальной комедии, сценический оркестр Мариинского театра. С большой благодарностью вспоминаю Бориса Ивановича Анисимова, который и привел меня в сценический оркестр, это был и, наверное, есть солидный коллектив. Под его чутким и профессиональным руководством проиграл там восемь лет, что, согласись, совсем не мало.

Параллельно с работой в театре руководил образцовым детским духовым оркестром завода «Электросила». Бережно храню копию диплома Лауреата Всесоюзного конкурса духовых оркестров в Москве (2-я премия, 1989 год). А оркестр наш назывался «Геликон».

- Я слышал, что вы записали довольно необычный диск...

- Да, это было ещё в 2008 году. Там есть очень разные вещи – от джазовой музыки до самбы. Но я хочу обратить внимание на две верхние строчки в списке произведений. Первая – это гимн I.P.A. (Международная полицейская ассоциация, созданная много лет назад и объединяющая представителей разных стран, в том числе и Израиля), вторая – марш I.P.A., написанный в свое время известным композитором Мишелем Леграном. В это трудно поверить, но до недавнего времени гимн I.P.A., исполняемый во многих странах на протяжении десятков лет, не существовал в записи. Наш оркестр решил восполнить пробел, сделать такую запись и преподнести диск в подарок полицейским делегациям разных государств, которые ежегодно собираются на свой форум в разных странах. Кстати, в том же 2008 году состоялся форум Международной полицейской ассоциации у нас в Эйлате.

 - Каков репертуар оркестра полиции Израиля?

- Репертуар у нас очень большой, о нём я могу рассказывать много и долго. Мы играем классическую и легкую музыку, написанную для духового оркестра. Можно сказать, что духовой оркестр Израильской полиции – это единственный профессиональный чисто духовой оркестр в Израиле. Коллектив всегда с радостью быстро осваивает новый репертуар. Нам не требуются длительные репетиции. Музыканты могут получить ноты и играть прямо с листа. Оркестр очень гибкий, мы можем играть музыку различных жанровых направлений: серьезную, лёгкую и джаз - а также аккомпанируем певцам. У нас прекрасные музыканты-исполнители.

- Расскажи о наиболее важных выступлениях оркестра за последние годы.

- Мы серьёзно готовимся к каждому нашему выступлению - будь оно церемониальное или просто перед народом в парке или на площади. Не так давно возобновили традицию, которая существовала ещё со дня основания оркестра: в Старом городе Иерусалима мы даём теперь регулярные бесплатные концерты для широкой публики. Любой желающий может прийти и послушать духовой оркестр, его живое исполнение. Недавно произошло знаменательное, на мой взгляд, событие. Оркестр полиции выступал на площади перед Стеной плача, и это было впервые!

- Многие оркестранты, включая тебя, Михаил, – выходцы из России и стран СНГ. Поэтому не могу не задать естественный вопрос, есть ли в репертуаре произведения русских композиторов?

 - Конечно. Учитывая, что из России в Израиль прибыло больше миллиона репатриантов, русская музыка занимает в нашем репертуаре важное место. Это популярные произведения Глинки, Чайковского, Шостаковича, старинные вальсы, русские романсы и известные песни, которые обычно подхватывает весь зал

«Оркестр полиции Израиля исполнил в Москве «Боже, царя храни!»

Это я процитировал заголовок одной из российских газет. Каждый год в Москве на Красной площади проходит Международный военно-музыкальный фестиваль «Спасская башня». Его традиционные участники — подразделения почётной охраны глав государств, а также ведущие военно-оркестровые и творческие коллективы России и мира. В 2010 году оркестр полиции Израиля был также приглашён в Москву для участия в этом международном престижном военном фестивале.

 «Венценосным Романовым это и присниться не могло: еврейский духовой оркестр грянул «Боже, царя храни!», приправленный миксом из марша Преображенского полка и пасхальным распевом «Спаси, Господи, души рабов твоих».

Среди десятков иных военных и полицейских оркестров, съезжающихся в Москву со всего света, израильтяне под бравурные марши продефилировали по брусчатке Красной площади. Кстати,  строевой подготовкой израильских военных не изнуряют, чеканить шаг они не любят и не особо умеют, зато в ноты попадают, как никто другой!

Руководителем фестиваля был прекрасный человек, выдающийся музыкант, композитор, начальник военно-оркестровой службы России народный артист Российской Федерации генерал Валерий Халилов, недавно, к сожалению, погибший...

Всем нам памятна трагедия, случившаяся с основным составом Ансамбля песни и пляски Российской Армии имени Александрова в декабре 2016 года. Халилов оказался среди погибших… В то время он всего несколько месяцев как был назначен на должность художественного руководителя этого славного и всемирно известного коллектива.

- С Валерием Михайловичем я был знаком задолго до нашей московской встречи на фестивале, - рассказывает Михаил Гуревич, - Когда он ещё молодым лейтенантом руководил оркестром военного училища в Ленинградской области, а я проходил срочную службу неподалеку,  мы встречались на Дворцовой площади во время репетиций к парадам».

- Михаил, а при встрече на фестивале «Спасская башня» ты, конечно, напомнил Валерию Михайловичу о вашем давнишнем знакомстве?

 - Разумеется! У нас была встреча на Красной площади ещё до того, как там начались репетиции. И затем, во время подготовки к фестивалю мы с Халиловым неоднократно встречались и беседовали. Вспоминали музыкантов и дирижеров. Валерию Михайловичу были очень дороги воспоминания, связанные с ленинградским периодом его жизни и творчества. Всё помнил до мельчайших деталей! Сколько заметного он сделал для военно-оркестровой службы армии России! Какие замечательные произведения вышли из-под его композиторского пера! Значительная личность. Его трагический уход на самом пике – громадная потеря для всего музыкального мира России.

От автора.

Я хорошо знаком с начальником оркестра Министерства обороны Российской Федерации заслуженным артистом РФ, народным артистом Дагестана Сергеем Дурыгиным. Фрагмент из его недавнего письма:

 «Выступление оркестра Израильской полиции прекрасно помню! Запомнился разговор в кабинете  начальника  военно-оркестровой службы России генерала В.М.Халилова о приезде на фестиваль «Спасская башня» коллектива из Израиля. «Рамки фестиваля расширяются, - сказал мне тогда Валерий Михайлович, - В том году к нам приезжал оркестр Армии обороны Израиля, а сейчас оркестр полиции». Первое, на что я обратил внимание: все музыканты – подтянутые, энергичные  ребята. Они, как сейчас говорят, «взорвали» зрителей своим задором, искренностью и прекрасным настроением. В своем выступлении оркестр использовал, в том числе, и всегда очень популярные в России «Хава нагила» и «Семь сорок», все трибуны в едином порыве подпевали и танцевали. Ещё добавлю, что мы с коллективом оркестра Министерства обороны организовали встречу двух оркестров, и прошла она в очень дружеской атмосфере. Показали коллегам из Израиля наш музей - а там есть что посмотреть и о чем рассказать. Желаю оркестру творческих успехов, всего самого доброго и надеюсь ещё раз увидеть в Москве на нашем самом лучшем военно-музыкальном фестивале «Спасская башня»!

 - Михаил, значимое событие выступление  Иосифа Кобзона с оркестром полиции Израиля. С какими еще именитыми солистами-вокалистами вам приходилось выступать?

- Наш оркестр выступал со многими известными израильскими исполнителями. Это Узи Хитман, Нурит Хирш, Йорам Гаон, Шули Натан, Ави Толедано, Рухама Раз, Шири Маймон, Аня Букштейн, другие. Важным для нас событием было участие в концерте  с нар. арт. СССР Иосифом Кобзоном.

 История в фотографиях

Просматривая пожелтевшие фотографии, на которых изображены люди оркестра в разные периоды, я мысленно переношусь в далекие годы Британского мандата в Палестине. Самое старое фото, что мне попалось на глаза, датировано 1922 годом. Лица, лица… Сколько музыкантов, чередуясь, надевали полицейскую форму - но не для того, чтобы наводить порядок на улицах, а для музицирования. Участие в парадах, торжественных мероприятиях, посвящённых различным событиям… Они есть сейчас, были и тогда.

Вот общая фотография оркестра с его основателем дирижером Обери Сильвером. Год 1926-й.

… Оркестр участвует в церемонии встречи итальянского принца Умберто на железнодорожной станции Иерусалима. На фото - принц с фельдмаршалом Лордом Гербертом Плюмером, 1925-й год.

На другом фото Арье Миркин, один из опытнейших музыкантов оркестра полиции Израиля, тромбонист и альтист. Год 1929-й.

Вот запечатлено участие оркестра в церемонии открытия новой железнодорожной линии в Иерусалиме в 1949 году. А это 1955 год, церемония открытия дороги через пустыню в самый южный израильский город - Эйлат.

Вот оркестр играет на вручении верительных грамот послов иностранных государств в доме президента, 1963 год.

Министр МВД Йосеф Бург выступает на концерте Оркестра полиции Израиля в честь гражданской гвардии. 1982-й.

Легендарный мэр Иерусалима Тедди Колек и Оркестр полиции. 1987.

Оркестр полиции Израиля на выступлении в ФРГ, на праздновании 40-летия Бундестага, с израильским министром Йосефом Бургом. 1989.

В аэропорту Бен-Гуриона. Проводы президента Грузии Эдуарда Шеварднадзе. 1995 год. Дирижирует Менаше Лев-Ран.

Полиция и хор из Мюнхена в Иерусалиме, 1990-й.

Во время визита в Будапешт. Совместное выступление с венгерским полицейским оркестром. 1992.

Оркестр с премьер-министром Ицхаком Шамиром. 1992.

Мэр Тель-Авива Шломо Лахат на церемонии открытия сквера и установки памятника погибшим при исполнении служебного долга полицейским. 1993.

Вот фото, на котором оркестр с президентом Эзером Вейцманом в «Бейт-а-наси» -  президентском доме в Иерусалиме. 1993.

Концерт оркестра полиции Израиля на берегу озера Кинерет (Галилейского моря). Торжества по случаю соглашения о сотрудничестве между полицией Иордании и Израиля. 1995 г.

И еще много, много других интересных фото! Как хорошо, что история их сохранила…

Некоторые фотографии, к счастью, подписаны, и из этих подписей мы можем сегодня получить бесценную информацию о людях оркестра, узнать их полузабытые имена! Вот, например, фото музыкантов оркестра 1946 года. Дирижер Нафтали Грибов - сам он играл на кларнете, флейте, виолончели.

Тромбонисты: Мендельс, Фанигштейн, Коэн, Абрамсон. Кларнетисты и саксофонисты: Фабиан, Сэндберг (плюс скрипка), Вернер, Зусман, Маркус, Йехиэль Уэлч (плюс виолончель), Джошуа Самара, Брунгейт Тимор, Харрисон (плюс флейта). Трубачи: Рубен Роман, Морнако, Муссо. Гобой: Лев Фанигштейн. Валторнисты: Давид Бен-Кики, Авраам Ахарони. Барабаны: Гохман, Арон Беркович. К сожалению, на фотографии подписаны не все имена.

Роль дирижёра в оркестре

Первым дирижёром Оркестра полиции Израиля был, как уже сказано, Обери Сильвер. Его сменил Нафтали Грибов, который на этом посту трудился с 1944-го по 1961 год. Его именем, кстати, названа одна из репетиционных студий в оркестре.

С 1961-го по 1980-й дирижёром был Арье Земанек. Ассистентом дирижёра являлся капитан Эфраим Кац, который затем сменил за пультом Арье Земанека.

С 1980-го дирижёром оркестра полиции был Менаше Лев-Ран. А с 2004-го должность заместителя дирижёра занял уже хорошо нам знакомый Михаил Гуревич. Один год он был исполняющим обязанности дирижёра. По сути дела, уже стажировался. Но должность принял не сразу, а лишь в 2013 году, получив дирижёрскую палочку из рук Эйтана Соболя.

- Михаил, эта тема не нова: роль дирижёра в его музыкальном коллективе. Какова она, насколько значима? Вопрос конечно риторический, но… разве музыканты сами не ориентируются в нотном тексте? Казалось бы, зачем им дирижёр?

 - Этим вопросом задавались многие. И даже пробовали экспериментировать. В 20-х годах прошлого века в СССР был создан симфонический оркестр без дирижёра под названием «Персимфанс». Он продержался десять лет. Играли прекрасно и довольно сложную музыку. Достаточно заглянуть в музыкальную энциклопедию или Википедию, чтобы понять, что это был за оркестр и насколько высок был его исполнительский уровень.

Продолжу. Начнём с того, что дирижёр отвечает за единое художественное воспроизведение всеми музыкантами того или иного музыкального сочинения. Трактовка любого опуса, будь то эстрадная или современная музыка – работа тонкая, филигранная, со многими нюансами. 30 или более (тут не в числе дело) участников оркестра никогда не договорятся обо всех музыкальных деталях. Основная задача дирижёра — организовать слаженное воплощение замысла композитора оркестрантами. Определить баланс громкости оркестровых голосов (а их может быть много), выверить единый темп исполнения, синхронные вступления инструментов.

Есть ещё один очень важный момент. Концертные залы бывают очень разные. И сцены — тоже не похожи одна на другую. И акустика везде своя. Музыканты в таких залах не слышат друг друга. Задние ряды не слышат передние, с одного конца звук не долетает до другого. А ещё хуже: слышат не то, что реально играется, а то, что долетело до конца зрительного зала и эхом возвращается!

Тут важно, чтобы музыканты смотрели на дирижёра, - по его жестам они точно поймут, что происходит в музыкальной ткани исполняемого произведения. Точнее, в каком моменте исполнения все они находятся.

В конечном итоге, складывается трактовка музыкального произведения – и за нее несет ответственность именно дирижер.

- Михаил, с твоего позволения, я продолжу твой ответ. Недавно прочитал любопытный материал на эту тему на сайте «Военные дирижеры» (автор И.Иванов). Привожу его в сокращённом виде. Это и будет дополнением твоей мысли.

«Каждый музыкант в отдельности уже является профессионалом и может безошибочно исполнить свою партию. Но задача дирижёра такова – он должен вдохновить весь оркестр, передать его участникам свою энергию и харизму, чтобы получился не какой-то шум, а настоящая музыка! Оркестр – это инструмент, можно сказать, а дирижёр на нем играет. Дирижёр показывает оркестру жестом и взглядом, где надо играть тихо, а где громко, и оркестр играет именно так; где нужно играть быстрее, а где медленнее, и опять оркестр делает все, как хочет дирижёр.

А что дирижёрская палочка?! Сначала это была «баттута» - такая трость, которой колотили об пол, отбивая ритм. Не знаю, правда ли, уж больно страшно звучит, хотя историки вроде согласны: дирижёр и композитор Люлли умер от гангрены, шарахнув себе по ноге этой баттутой и подхватив чего-то эдакое, смертельное.

Палочки Направника и Чайковского – это такие изящно оформленные дубины, кило на полтора. Ясное дело, что первый скрипач боялся.

Но дальше стало проще, с приходом фиберглассовых палок, страдать стали сами дирижёры. Ашкенази (вероятно, от блестящего владения техникой дирижирования) проткнул себе ею руку насквозь. А вот Гергиев как-то дирижировал почти что карандашом, зубочисткой, палкой длиной сантиметров 20. Страшно подумать, что же будет дальше. Некоторые дирижёры вообще не пользуются палочкой, может быть, это и лучше - по-моему, руки выразительнее.

Основная функция дирижёра, разумеется, не отбивание такта, а именно вдохновление всего оркестра, как я уже написал выше. Интересно то, что один и тот же оркестр с разными дирижёрами будет звучать абсолютно по-иному.

Музыка, можно сказать, это не то, что написано в партитуре, и даже не то, что играют оркестранты, а это то, что за всем этим. Именно дирижёр должен из нот и звуков создать нечто такое, что будет заставлять слушателей испытывать сильные эмоции.

Бывают ансамбли и оркестры без дирижёра. Здесь каждый музыкант должен слышать каждого коллегу, выстраивая музыку в общий замысел. С оркестром это просто невозможно, в оркестре очень много музыкантов, и слишком они все разные».

- Истина озвучена! Хороший дирижёр может заставить плохой оркестр играть так хорошо, как никогда до этого. А плохой дирижёр способен развалить даже то, что было не так плохо. По-моему, 90 процентов успеха зависит именно от дирижёра. По-настоящему профессиональный дирижёр сумеет создать уровень исполнения оркестра - если не хороший, то по крайне мере, приличный!

(Окончание следует)