Главная

О нас

Свежий номер  

Архив

Тематические разделы

Музыка в Израиле
Классическая музыка
Современная музыка
Музыка по жанрам
Исполнительское искусство Музыкальная педагогика
Литературные приложения
Видеотека

Оркестры, ансамбли, музыкальные театры

Афиша

Наши авторы

 Партнёры

Контакты

 

(Окончание)

ОРКЕСТР ИГРАЕТ ДУХОВОЙ

(Заметки об истории  духовой музыке Израиля)

Борис Турчинский

Борис Турчинский - преподаватель консерватории в г. Петах-Тиква (Израиль), музыкальный публицист. Cобственный корреспондент научно-популярного журнала «Оркестр» (Москва).

Boris Turchinsky is  a teacher of Conservatory in Petah Tiqwa (Israel) and a music publicist. He is also a correspondent of the popular sciencific magazine "Orchestra" (Moscow).

boris917@gmail.com

Оркестр играет духовой (окончание).

Аннотация.

В этой части статьи содержатся сведения о духовых оркестрах Израиля и о композиторах, пишущих музыку для духовых инструментов.

Ключевые слова: Израиль, духовой оркестр, композитор, дирижёр, духовые

A wind band plays (conclusion).

Abstract.

In this part of the article is given the information about the bands of Israel an about the composers creating for wind instruments.

 

Иерусалим, консерватория «Hassadna», или конечная цель музыкального образования

            Вот, что рассказывает дирижёр консерваторского оркестра Сагит Мазус.

«Мы считаем, что совместная игра – это конечная цель музыкального образования. Это позволяет каждому музыканту ощутить музыку в её лучших образцах. Музыка обладает силой объединять людей в служении общим целям. Мы уделяем особое внимание оркестровому музицированию, этим приобретается опыт, что чрезвычайно важно для развития всестороннего музыканта. Мы стремимся, чтобы игра в коллективе служила укреплению дружбы между ребятами.

Наш духовой оркестр (старшая группа), объединяет 50 учащихся в возрасте 13-18 лет, которые демонстрируют талант и дисциплину, необходимые для участия в оркестре такого калибра. У нас представлены все группы духового оркестра: деревянные, медные духовые инструменты, группа ударных инструментов. У нас работают опытные преподаватели. Оркестр регулярно выступает на ведущих фестивалях и праздничных концертах по всей стране и за границей, выступает в различных городских престижных мероприятиях, проводимых муниципалитетом.

           Младшая группа духового оркестра объединяет 45 учащихся в возрасте 9-13 лет, которые получают возможность научиться играть на духовом инструменте, почувствовать радость играть вместе!».

                                     Духовой оркестр консерватории муниципалитета Тель-Авива – Яффо

Оркестр имеет давнюю историю. Год создания – 1950-й, то есть, он был создан два года спустя после создания государства Израиль. За десятилетия сменилось не одно поколение молодых музыкантов. Лучшие выпускники оркестра работают в ведущих коллективах Израиля и в других странах.

В 1985-2006 годах дирижёром оркестра был Альберт Пиамента. Начиная с 2006 года оркестр возглавляет Йоси Регев. За годы существования оркестр участвовал во многих городских мероприятиях. Оркестр уже и сам стал историей города Тель-Авив-Яффо. Оркестр выступал на многих конкурсах и фестивалях за границей. А это Канада, Сингапур, российские столицы Москва и Санкт-Петербург, Германия, Франция, Китай.

                                   Оркестр духовых инструментов класса консерватории города Нетания

В оркестре 70 юных музыкантов. Во главе оркестра стоит опытный и талантливый дирижёр выпускник венской академии музыки Моти Мирон. Оркестр высокого исполнительского уровня, является на сегодня одним из ведущих в Израиле. В его репертуар входят шедевры зарубежной классики, современные произведения и оригинальные пьесы израильских композиторов, на которых и сделан акцент в выборе репертуара.

Каждый год оркестр участвует в конкурсе оркестров в Кфар-Сабе и всегда занимает ведущие места. В 2010 году коллектив оркестра занял второе место в республиканском конкурсе духовых оркестров в Петах-Тикве. В 2008-м выступал с концертами в Италии.

Национальный молодёжный оркестр Израиля

Есть в Израиле и такой уникальный музыкальный коллектив, в котором собрались выдающиеся молодые музыканты со всей страны! Это Национальный молодёжный оркестр Израиля, функционирующий при поддержке Министерства образования.

Первый концерт его состоялся совсем недавно, в нынешнем 2016 году, в зале Реканати Тель-Авивского художественного музея. Дирижёры оркестра Моти Мирон – молодёжная группа, и хорошо знакомый нам уже Михаил Дельман – детская группа.

С созданием этого оркестра молодые израильские музыканты присоединились к большой семье национальных духовых оркестров из других стран, таких как национальные молодёжные оркестры в Нидерландах, Великобритании, Норвегии, Германии. В молодёжном оркестре в настоящее время 70 музыкантов и столько же в детском, из более 30 музыкальных учебных заведений со всей страны. Исполнители прошли самую серьёзную проверку, прежде чем попасть в оркестр.

Оркестр исполняет лучшие произведения израильских композиторов. Конечно, и зарубежных авторов тоже, как классиков, так и современных.

В 2015 году Национальный молодёжный оркестр Израиля впервые представлял искусство духовой отечественной музыки в США. Отклики о выступлении израильского коллектива были самые восторженные.

Каждый год, летом, эти два коллектива – молодёжный и детский, собираются в лагере, где изучают новые произведения и в конце выступают с концертным выступлением. Для работы с детьми приглашаются опытные преподаватели, в основном, солисты филармонического оркестра. Работая с секциями над репертуаром, они также подготавливают несколько произведений камерной музыки, что затем исполняется в отдельном концерте.

                                                                  Духовой оркестр города Нес-Ционы

Духовой оркестр консерватории Нес-Ционы под руководством Алекса Фиалко за многие годы своего существования (с 1994-го) не раз становился победителем различных конкурсов и фестивалей. Часто представляет духовое искусство Израиля за рубежом.

На конкурсе имени Лии Порад 2014 года оркестр завоевал первое место. Жюри конкурса отметило возросший профессионализм коллектива. Хорошее ансамблевое звучание и отличную динамику при исполнении всей программы.

Вот небольшой список только лишь некоторых побед оркестра:

2005 год, 1 место на конкурсе духовых оркестров в Цюрихе.

2007 год, золотая грамота на конкурсе в Кфар-Сабе.

2010 год, 1 место на конкурсе в Петах-Тикве.

2012 год, 2 место на конкурсе в Цюрихе.

Многие выпускники консерватории (отдел духовых инструментов) продолжают свою учёбу в академиях Израиля и за рубежом. Играют в профессиональных оркестрах страны и мира.

                                                                Духовой оркестр города Нагарии

Был основан в 1973 году и занимает важное место в культурной жизни города. Со времени основания коллектива до сегодняшнего дня сотни детей и молодых людей в возрасте от 6 до 18 лет были участниками этого коллектива. Духовой оркестр участвует во всех городских мероприятиях, а также в конкурсах и фестивалях, проводимых в Израиле.

Оркестр побывал с концертными выступлениями в Германии, Австрии, Италии, Испании, в Соединённых Штатах и Канаде. В апреле 2003 года оркестр принял участие в открытии грандиозного концерта «Волшебные дни мира Диснея в Орландо», в рамках Недели Израиля в Нью-Джерси. Многие выпускники юношеской группы оркестра Нагарии играют сегодня в профессиональных коллективах Израиля и за рубежом.

                                                                           Оркестр Кфар-Сабы

 Каждый год, начиная с 1989, в конце апреля, отдел культуры муниципалитета города Кфар-Сабы устраивает фестиваль детских духовых оркестров. И это, можно сказать, стало традицией. В течение трёх дней весь город превращается в музыкальные площадки и залы для выступлений оркестров, которые приезжают со всей страны.

Заключительный концерт проходит на центральной площади «Кенион Арим». Тысячи зрителей заполняют площадь, чтобы послушать сводный духовой оркестр, состоящий из сотен музыкантов. Естественно, что в концерте принимает участие и оркестр консерватории Кфар-Сабы, дирижёр Офер Инобар. Оркестр, который имеет уже свою историю. Не раз он становился лауреатом в ежегодно проводящемся в стране конкурсе духовых оркестров. Неоднократно завоёвывал ведущие места на международных конкурсах и фестивалях.

В финале торжественного концерта традиционным стало исполнение Увертюры «1812» П.И. Чайковского, а вместо кульминации, где производят залп из пушек, зрители получают удовольствие от увлекательных фейерверков.

* * *

Для духового оркестра много пишет Борис Пиговат, известный израильский композитор, выпускник Российской академии музыки имени Гнесиных, автор многих первоклассных произведений для духового оркестра, которые сейчас исполняются во всём мире. Вот, что он рассказывает о духовой музыке и о нашем оркестре в моём очерке «Вслушиваясь в его музыку», посвящённом этому замечательному музыканту и композитору (журнал «Оркестр», Москва, 2013).

– Мое представление о духовой музыке изменилось, когда я познакомился с одним замечательным человеком – дирижёром оркестра консерватории израильского города Петах-Тиквы Михаилом Дельманом. Он открыл для меня совершенно новый и удивительный мир современного духового оркестра.

Я вдруг узнал, что есть замечательные профессиональные коллективы, играющие не только произведения, изначально написанные для этого состава, но уже давно практикующие исполнение блестяще сделанных переложений таких сочинений, как «Море» Дебюсси, 3-я симфония Малера, «Испанское каприччио» Римского-Корсакова, «Ромео и Джульетта» и «Франческа да Римини» Чайковского.

Эти партитуры сделаны так, что не ощущается недостатка от отсутствия струнной группы. Тем более что в ряде духовых оркестров, помимо давно узаконенных контрабасов, уже существует и группа виолончелей. Подобные оркестры уже называются по-другому – Symphonic Wind Band, Symphonic Band, Wind Symphony.

Я начал фактически заново учиться оркестровать для духового оркестра, а точнее – стал по-другому мыслить для этого состава. Здесь есть огромный потенциал для композитора, тем более что такие оркестры испытывают острую потребность в качественных оригинальных симфонических, подчеркиваю – симфонических по духу, материалу и уровню развития, сочинениях.

Изначально свои произведения я писал для духового оркестра консерватории Петах-Тиквы, где я уже более 10 лет работаю как composer-in-residence. Это молодой, но прекрасный коллектив, с высоким исполнительским уровнем подготовки, и сочинять для него – подлинное удовольствие. Иногда, кажется, что эти ребята не знают слова «невозможно». Произведения, которые я писал для них, затем хорошо оценивались профессиональными дирижёрами, например, Деннисом Джонсоном, до недавнего времени – председателем WASBE, Всемирного объединения духовых оркестров и ансамблей.

Они оценивались по существующей шестибалльной шкале как соответствующие уровням 5, 5+ и 6. Для детей это был «этгар» (вызов), они его принимали и справлялись! А уже потом эти произведения исполнялись профессиональными и университетскими, что близко по уровню, оркестрами Америки, Европы и даже Японии (Tokyo Kosei Wind Orchestra на фестивале ACL в Токио в 2003 году).

Сейчас я тоже стал членом WASBE, контактирую со многими дирижёрами и оркестрами. Что же касается детского оркестра из Петах-Тиквы, с которого всё началось, то я по-прежнему продолжаю с ним работать, вижу в нём серьёзного партнёра, оркестр осуществляет почти все мои премьеры (за исключением поэмы «Песнь моря», которую я написал по заказу Денниса Джонсона для его концерта в Карнеги-холле, и недавно исполненной им же «Идиллии»).

Их исполнение нельзя назвать «детским», а можно только «молодым – столько души, эмоционального огня и просто старания они вкладывают!

Оркестром записано четыре диска, на которых звучат и мои сочинения.

За большой вклад в развитие музыкальной культуры Израиля Борис Пиговат удостоен высокой награды, премии израильского премьер-министра «За важный вклад в израильскую культуру».

                                                                         Неповторимый язык композитора

А в этой главе я расскажу о композиторах, пишущих духовую музыку. Её во множестве исполняют оркестры городов, о которых повествуется в очерке.

Беньямин Юсупов – аранжировщик, композитор, педагог. Выпускник Московской государственной консерваторию имени П.И.Чайковского

Музыка Юсупова не ограничена ни жанровыми, ни общекультурными рамками – она объединяет все возможные стили и влияния, что и создаёт неповторимый язык композитора. Его сочинения отмечены многочисленными наградами.

Юсупов написал также Виолончельный концерт для знаменитого виолончелиста Миши Майского, посвятив его 60-летию солиста. Премьера состоялась в Люцерне под управлением автора.

В 2014 году состоялась премьера Скрипичного концерта «Голоса скрипки», посвящённого Вадиму Репину и заказанного Трансибирским Арт. Фестивалем совместно с Филармоническим оркестром радио Франции и Берлинским симфоническим оркестром.

Беньямин Юсупов активно участвует в музыкальной жизни Израиля, сотрудничая со всеми крупными оркестрами. За большой вклад в развитие музыкальной культуры страны Беньямин Юсупов удостоен высокой награды – премии израильского премьер-министра «За важный вклад в израильскую культуру».

Нахман Ярив, дирижёр, педагог, аранжировщик. Выпускник музыкальной Академии в Тель-Авиве, играл на тубе в оркестре Армии Обороны Израиля. Был также заместителем главного дирижёра оркестра.

Нахман Ярив 40 лет возглавлял музыкальный центр духовой музыки в городе Лоде. В настоящее время он является консультантом в музыкальном фонде имени Ротшильда. Возглавляет любительский духовой оркестр в Кфар-Сабе. Нахману принадлежат сотни аранжировок для самых разных духовых оркестров. Все они сделаны на очень высоком профессиональном уровне. Их исполняют практически все коллективы духовых оркестров в Израиле. Многие его аранжировки играются оркестрами стран мира. Все израильские оркестры имеют в репертуаре аранжировки Ярива. Причём, как начинающие коллективы, так и профессиональные.

Борис Левенберг – композитор, аранжировщик, педагог.

В 1973 году закончил композиторский факультет ростовского музыкально-педагогического института (ныне Ростовская государственная консерватория им. С.В.Рахманинова).

С 1978 года член Союза композиторов СССР. С 1990 года живет и работает в Израиле, является членом израильской композиторской лиги.

            Сочиняет музыку, делает аранжировки для различных оркестров и инструментальных составов, пишет музыку для детских и юношеских духовых оркестров. Среди его сочинений много написанных для духового оркестра и солистов-инструменталистов. Сочинения и аранжировки Бориса Левенберга исполнялись в Австрии, Германии, России, США и других странах.

Юрий Поволоцкий – композитор, аранжировщик, пианист, выпускник Российской академии музыки имени Гнесиных.

Сочиняет в самых разнообразных жанрах: симфонические, камерные и хоровые произведения, песни и романсы, альбомы для детей и юношества, мюзиклы, музыку для театра, кино, радио и телевидения которая исполняется в России, на Украине, в Белоруссии и других странах, бывших республиках СССР, а также в США, Германии, Голландии, Италии, Чехии, Хорватии, Швейцарии, Финляндии, Польше, Румынии, Венгрии, Японии, Китае, Таиланде, Австралии, Новой Зеландии, как в концертах, так и в рамках учебно-педагогического репертуара.,.

Как композитор и исполнитель, участвует в многочисленных израильских и международных фестивалях самой разнообразной жанровой направленности. Лауреат премии имени Ю.Штерна в области композиции за 2009 год и премии «Олива Иерусалима» (2007) за вклад в развитие еврейского музыкального фольклора.

Нубар Асланян – композитор, окончил Ереванскую государственную консерваторию имени Комитаса. На счету члена Союза композиторов Израиля и Армении хайфчанина Нубара Асланяна десятки, если не сотни, произведений, исполняемых по всему миру. Много пишет как для духового оркестра, так и для отдельных солистов-инструменталистов. Среди его сочинений: Концерт для трубы с оркестром, пьеса для тромбона, пьеса для оркестра «Прогулка», «Элегия» для четырёх труб, Марш-поэма «Сардарапат».

Евгений Левитас, композитор.

Он принадлежит к новому поколению молодых создателей музыки. В своём творчестве использует множество музыкальных стилей – классический, джазовый, стили электронной и даже поп- и рок-музыки. Произведения и аранжировки Евгения можно услышать в концертных залах, на дисках, в театрах и на телевидении во всем мире.

Музыка Левитаса исполняется многими ведущими оркестрами и солистами, включая Израильский камерный оркестр, Израильский филармонический оркестр, Оркестр Валенсии, оркестр Арена де Верона, коллективы Юрия Башмета и «Солисты Москвы», Шарон Росторф-Замир, Хен Цимбалиста, Бабетты Хааг, Дуэт Гурфинкелей и другими.

Ян Фрейдлин, израильский композитор, музыкальный педагог.

Выпускник Одесской консерватории имени А.В.Неждановой.

Среди произведений, написанных им для духовых инструментов:

«Весенние игры», две пьесы для флейты, струнного оркестра и ударных инструментов, пьеса для флейты, скрипки, виолончели и фортепиано, «Ожидание» для 6 исполнителей (флейта, 2 скр., альт, виолончель, ф-п.), «Сонатина» для кларнета и ф-п., «Партита» для флейты соло, «Две баллады», циклы: «Мелочи жизни» для голоса, флейты и рояля, «Античная тетрадь» (сл. поэтов Древней Греции).

Эммануэль Валь, композитор, преподаватель.

Высшее образование получил в Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского. С 1990 году проживает в Израиле. Преподаёт композицию в иерусалимской консерватории «Hasadna». Член Союза израильских композиторов. Лауреат премии премьер-министра «За важный вклад в израильскую культуру» (2011 год). В 2013 году удостоен 2-й премии за лучшее произведение для духового оркестра «Фантазия для духового оркестра».

Композитором также написаны сочинения для флейты, кларнета, саксофона, трубы и тромбона. Множество ансамблей для различных составов.

             Нельзя не отметить и других композиторов, аранжировщиков Израиля, плодотворно пишущих для солистов-инструменталистов. Это Михаил Дулицкий, Эли Арони, Юваль Шапиро, Миха Дэвис, Шломо Гроних.

Музыка в пустыне Негев

Само собою, есть выдающаяся духовая музыка и в столице пустыни Негев, в древнем и молодом городе науки, образования, в городе высоких технологий, в городе студентов Беэр-Шеве. Об этом можно было бы рассказать немало, но мы ограничимся лишь одной новостью из Интернета, которая красноречиво расскажет обо всём: «Духовой оркестр консерватории города Беэр-Шева занял второе место на международном фестивале духовой музыки в Праге. Руководит оркестром Миха Дэвид. В оркестре 55 юных музыкантов. Это не первый успех оркестра. В 2010 году он стал лауреатом международного конкурса в Венгрии, где занял первое место».

                                                              Духовой оркестр консерватории города Акко

В городе Акко, на севере страны, в этом очаровательном древнем городке на средиземноморском побережье, изучают музыку под руководством Шмуэля Кагане в консерватории 800 юношей и девушек, евреев и арабов, городок этот исторически многонациональный.

Более 200 ребят изучают игру на духовых инструментах. Оркестр участвует во всех израильских и международных конкурсах. Консерватория тесно сотрудничает с академией музыки Иерусалима. Ежегодно оркестр консерватории участвует в «Днях Музыки» – это известный фестиваль духовой музыки, проводимый в Кфар-Сабе.

Духовой оркестр Акко, как и консерватория города, ведёт свою историю с 1958 года. В 1995 году при поддержке министерства образования Израиля в городе начали создаваться утренние проекты практически во всех школах. Тем самым обеспечивая музыкальное образование практически для всех детей, жалеющих научится играть на каком-то духовом инструменте, а затем влиться в школьный, а затем и консерваторский оркестр.

Одной из запоминающихся зарубежных гастрольных поездок было выступление оркестра в Ватикане. Пожалуй, это первое и единственное выступление израильского коллектива в столь высоком по значению месте!

                                                                           Духовой оркестр Афулы

За время своего существования оркестр постоянно выступает на всех городских мероприятиях, выступает на конкурсах и фестивалях по всей стране. Успешно прошли выступления оркестра за рубежом: в Англии, Норвегии, Греции, Германии.

Организатором и дирижёром оркестра многие годы был композитор Шор Леви, репатриант 70-х из Одессы.

Сегодня в оркестре играют 70 юношей и девушек. Кроме этого в 12 школах города имеются проекты, где обучают детей игре на духовых инструментах. В каждой такой школе имеется свой оркестр, чем школа гордится.

                                                                     Сотни флейтистов со всего света!

28 флейтистов и 10 членов жюри из разных стран мира приняли участие в Седьмом международном конкурсе флейтистов, который прошёл в Хайфе и Нацерете в декабре 2013 года.

В этой главе я расскажу о том, как проходил конкурс, и вообще немного о конкурсах духовой музыки в Израиле и за рубежом.

С момента своего основания в 1997 году израильский международный конкурс флейтистов вошёл в пятёрку важнейших в мире, наряду с конкурсами, проходящими во Франции, Дании и Японии. Конкурс, который проводится раз в три года, пользуется солидной репутацией. Сотни флейтистов со всего света мечтают принять участие израильском конкурсе. Художественный руководитель конкурса – концертмейстер флейт Израильского филармонического оркестра профессор Йоси Арнхайм. Основала конкурс дирижёр Ада Пелег, в память об Илане Шапира – друге детства, погибшем на войне Судного дня. Она остановила свой выбор на флейте под влиянием стихотворения Леи Гольдберг.

Слово Йоси Арнхайму:

«Одна из отличительных черт израильского международного конкурса флейтистов – его вклад в сохранение культурных ценностей и развитие идей сосуществования – с помощью музыки. Этот аспект концепции конкурса нашёл своё выражение в выборе репертуара, который наряду с классическими произведениями включает сочинения арабских композиторов (например, концерт Нури эль-Рухайбани, сирийского композитора, проживающего в Германии), и композиторов-израильтян; в сотрудничестве израильских и палестинских флейтистов; в уникальных проектах, таких, как концерт мира в Лондоне; как запись музыки бразильских композиторов и проведение концертов по всей стране, от Цфата и Нацерета до Хайфы и Тель-Авива».

На последнем конкурсе собрались 28 талантливых молодых музыкантов со всего мира: из Китая, Германии, Боснии, Кореи, Чехии, Эстонии, Колумбии, Словении, России, Израиля.

В составе международного жюри конкурса – выдающиеся флейтисты и профессоры университетов: Феликс Ренгли (Швейцария), Су Янг Ли (Корея), Булент Эвчиль (Турция), Ханс Георг Шмайсер (Австрия) и израильтяне Моше Эпштейн (председатель жюри), скрипач – уроженец Нацерета Набиль Абуд Ашкар, флейтисты Лиор Эйтан, Шарон Бецали. Публика могла увидеть членов жюри в действии – в качестве преподавателей во время открытых мастер-классов и как исполнителей на концертах, которые прошли в рамках конкурса.

Этапы конкурса, открытые для широкой публики, прошли в Нацерете (Назарете). Открылся конкурс праздничным концертом в Силезианской церкви. В программе была музыка для флейты и вокальная музыка: ансамбль флейтистов под управлением Шири Сиван – победительницы предыдущего конкурса, вместе с Нардин Блан – юной флейтисткой из Нацерета, Ноамом Шаретом из Кфар Тавор, Ноамом Дубстером и Наамой Вакнин из Квуцат Кинерет исполнили произведения Моцарта и Буамартини. Во второй части концерта хор Эмек Тефер и известные солисты в сопровождении оркестра «Моцарт в Галилее», состоящего из музыкантов Израильского филармонического оркестра под управлением Ады Пелег исполнили мессу Гайдна «Тереза». Концерт транслировался на сайте www.U-sophia.com

В первом туре конкурса участники исполнили в числе многого другого произведение израильского композитора Шуламит Ран. Первый тур прошёл в Центре молодёжного образования «Йовель» в Хайфе. Учащиеся Центра услышали игру участников конкурса и смогли принять участие в мастер-классе, который провела Шири Сиван.

Также запомнился исполнителям и публике Национальный конкурс юных исполнителей на духовых инструментах, который прошёл в Кфар-Сабе совсем недавно, в феврале 2016 года. Около ста юных музыкантов в возрасте от 12 до 24 лет из всех консерваторий и музыкальных академий страны показали свое исполнительское мастерство в рамках конкурса, который проводится в два тура. Это уже 27-й подобный конкурс! Он проводится с 1989 года.

Победители имеют честь выступить с сопровождением симфонического оркестра Хайфы.

Наряду с юными исполнителями в конкурсе приняли участие студенты академий Тель-Авива и Иерусалима, что придало особой важности этому музыкальному состязанию и, конечно, повысило его исполнительский уровень.

Следует подчеркнуть, что этот конкурс предваряет фестиваль духовых оркестров и биг-бэндов, который состоится весной.

Международный фестиваль-конкурс «Музыкальный карнавал на Святой земле» в рамках международного проекта «Караван культуры» проводится в апреле 2016 года в Афуле, Тель-Авиве, Нетании. Принимают участие юные музыканты, исполнители на всех инструментах, в том числе и на духовых.

                                                                    Вернёмся в год 1931-й…

После того, как мы нарисовали немаленькое полотно картины духовой музыки в Израиле, после того, как рассказали, по-моему, довольно полно о том, как обстоит в стране дело с образованием духовиков, самое время, я думаю, вернуться в прошлое и закончить наш рассказ об истории старой фотографии, которую увидел я на стенде в нашем городе.

Не поверите, но удалось разыскать сына дирижёра оркестра, что снят на той исторической фотографии! Зеэв Дрори, кларнетист. Музыка по разным причинам не стала его основной профессией, хотя кларнетом он владеет прекрасно. До сих пор, несмотря на серьёзный возраст, он в хорошей исполнительской форме. Кстати, в Израиле, кроме, детских и юношеских духовых оркестров, есть и любительские коллективы, и довольно хорошего уровня: в городах Ришон-ле Ционе, Кфар-Сабе и других городах, конечно, и у нас в Петах-Тикве.

Бывшие выпускники консерватории (и не только) собираются раз в неделю, музицируют. Выступают с концертами.

Но вернёмся к истории. Вот что рассказал мне Зеэв Дрори.

«Эту фотографию я знаю хорошо, хотя родился позднее, чем она сделана. И это я дал в муниципалитет города несколько фотографий той поры. И ребят этого оркестра хорошо помню. Мой отец, Шимшон Дрори, часто брал меня на репетиции и на концерты, там я и влюбился в звучание духового оркестра и захотел играть на кларнете.

Это был очень дружный коллектив. Днём работали, кто где, а по вечерам собирались, чтобы репетировать, и выстраивать репертуар. Упор делался на музыку патриотического звучания. Но играли и на танцах, и на свадьбах. Тогда духовая музыка была в моде. Мой отец был дирижёром нескольких оркестров. Оркестром «Кинор Цион» он руководил с 1931-го по 1952-й. Помню, ещё детьми мы с друзьями в конце 30-х годов, в начале 40-х, часто приходили на выступления оркестра, наслаждались его прекрасным звучанием».

Тут я должен дополнить Зеэва, что духовые оркестры, в силу их мобильности, доступности и убедительности звучания, стали появляться всё чаще и чаще. Так родился оркестр в Ришон-ле Ционе, оркестр Британской полиции, который позднее плавно трансформировался в Оркестр полиции Израиля. В 1948 году начали создавать оркестр при министерстве обороны Израиля.

«Мой отец был одним из организаторов этого, вновь создаваемого коллектива, - продолжает Зеэв, -но по каким-то причинам не стал дирижёром»...

Я навёл справки. Дирижёрами оркестра Армии Обороны Израиля в разные годы были: Исаак Муза (1948-1949), Ронли Рикслис (1949-1960), помощником дирижёра у него проходил службу Ноам Шериф (1953-1955) впоследствии известная личность в музыкальных кругах страны, композитор, дирижёр хайфского симфонического оркестра, профессор академии музыки. Другими дирижёрами были Ицхак Грациани (1962-2003), Михаэль Яаран (2003-2013). С 2013 года по настоящее время – Ноам Инбер.

«Во время Второй мировой войны была создана «Бригада Иудит» в составе британской армии, естественно, со своим оркестром. Кстати, еврейские воины принимали участие в военных действиях против фашистов в Европе. Отец мне рассказывал, что они выступали с концертами для уцелевших общин тех мест, где дислоцировались. Из истории знаю, что бригада «Иудит» была и в Аушвице (Освенциме), а выступал ли там после освобождения лагеря её оркестр, неизвестно. Может после тех картин ужасов, что бойцы там увидали, было не до музыки…

В 1946 году оркестр расформировали и затем несколько лет вся нотная литература этого оркестра лежала у нас дома. В 1948 году отец её передал оркестру Армии Обороны Израиля. В то время это был бесценный подарок. Ещё хочу вспомнить, что в Тель-Авиве имелся довольно хороший оркестр пожарных. Как видите, не густо тогда было с духовой музыкой, но хочу заметить, она всё же была и очень качественная!».

Вернёмся к оркестру на фотографии. Создание оркестра «Кинор Цион» было одним из первых культурных проектов ишува. Ишув (ивр. יִשּׁוּב‏‎‎‎, букв. заселённое место, население, также заселение) — собирательное название еврейского населения Эрец-Исраэль и Палестины. Это наименование использовалось в основном до создания государства Израиль. Термин «ишув» неоднократно встречается в Талмуде, чаще всего — применительно к населению вообще, но также и к еврейскому населению земли Израиля.

Как мы уже знаем, Шимшон Дрори стоял у истоков создания первых духовых оркестров Израиля, но первым руководителем и дирижёром главного государственного оркестра он так и не стал. Им был Арье Лэйб Гиссин. А первыми музыкантами были: Джереми Зальман, Моше Шпигель, Гирш Гринштейн, Израиль Коэн, Авраам Шапира, Шабтай Леви.

Десять лет оркестр «Кинор Цион» радовал жителей, пользовался поддержкой состоятельных лидеров сионистов, таких личностей как барон Эдмон де Ротшильд и других. Это было до 1890 года. По причинам, которые не достаточно ясны, оркестр на некоторое время перестал функционировать. Но в 1900-м возобновил свою деятельность, причём довольно энергично. Руководитель Арье Лейб Гиссин при поддержке Аарона Коэна и Илия Меири приобретали новые инструменты. Коллектив «Кинор Цион» играл каждый вечер в парке, в ряды музыкантов оркестра присоединялась молодежь – уже коренное второе поколение.

В середине Первой мировой войны оркестр приостановил свою деятельность, и инструменты были надежно спрятаны. Тут негативную роль сыграл набор рекрутов в турецкую армию, на тот момент Палестины турецкой, выселение и снос павильона, где выступали музыканты. Музы молчали…

В 1920 году оркестр возрождается в полном объёме. Теперь он попадает под крыло организации «Benjamin» во главе с Барух Раб. Эта организация была создана в 1921 году и названа в честь Теодора Герцля и Бенджамина Ротшильда, покровителя оркестра. Были найдены средства для приобретения новых, более усовершенствованных инструментов. Большую поддержку в работе оркестра оказал молодой политический активист Эзра Ихилов.

На более позднем этапе приобщилась общественная организация «Макаби Ав Шалом», которая нашла оригинальный способ обеспечить бюджет оркестра в Петах-Тикве, она получила лицензию от местного совета.

«Макаби Ав Шалом» построила прекрасный новый павильон в городском парке, куда общественность могла приходить на концерты и выступления оркестра.

«Мой отец Шимшон Дрори, руководивший оркестром более 20 лет, стоял у пульта, а я, мальчишка, тихонечко ему завидовал, но гордился и понимал, что именно мой отец заставляет так прекрасно звучать эти инструменты! Да, тогда звучание оркестра вышло на новый уровень!»,- продолжает свой рассказ Зеэв Дрори.

Духовой оркестр всегда участвовал во всех городских мероприятиях. У музыкантов была красивая парадная форма – белые мундиры и белые брюки, такой оркестр было и видно, и слышно издалека!

Я спросил у Зеэва, верили ли эти молодые музыканты, что когда-нибудь будет создано государство Израиль, и они станут израильским оркестром.

«Вы хотите это знать? Отвечу утвердительно. Они жили этим и для этого, как и все евреи нашей страны!».

Перед тем, как смолкнет оркестр

Итак, рассказ о духовой музыке Израиля получился, кажется, полным. Следует подвести итог. Нужна ударная высокая нота перед тем, как музыканты опустят свои инструменты и смолкнет оркестр… И вот она, эта нота.

Более 500 юных музыкантов из разных городов России соберутся на Красной площади в августе 2016 года. Уже четвёртый год подряд они приезжают, чтобы радовать зрителей на фестивале детских духовых оркестров. На этот раз приглашены и мы, израильские исполнители.

У каждого коллектива — участника фестиваля своя замечательная история, свой репертуар и свои гастроли. Но всё-таки юные музыканты с большим волнением ждут общего выхода на знаменитом фестивале «Спасская башня детям». Ведь это очень ответственно — выступать в самом центре России, на Красной площади в присутствии огромного числа зрителей!

После концерта юные артисты получат ценные советы, узнают некоторые секреты мастерства у своих взрослых коллег — музыкантов военных оркестров из разных стран, совсем не помешает и нам это.

Музыкальный руководитель фестиваля детских духовых оркестров — военный дирижёр Президентского оркестра, заслуженный артист РФ Евгений Юрьевич Никитин. Мы непременно пообщаемся с ним и расскажем, как прошёл фестиваль, когда вернёмся.

И это станет продолжением очерка, а у него, несомненно, будет продолжение. Ведь тема интересна, многогранна и обширна.

Духовых оркестров в Израиле много, как и дирижёров и аранжировщиков. Многие из них достойны нашего пера. Надо чтобы их отметили, особенно молодых. Этим самым мы поддержим их творческие поиски и начинания. Это важно всем: и преподавателям духовых инструментов в консерваториях и матнасах (клубах), и дирижёрам, и аранжировщикам. Это важно всем любителям духовой музыки!