Главная

О нас

№ 58 (июль 2016)  

Архив

Тематические разделы

Музыка в Израиле
Классическая музыка
Современная музыка
Музыка по жанрам
Исполнительское искусство Музыкальная педагогика
Литературные приложения
Видеотека

Оркестры, ансамбли, музыкальные театры

Афиша

Наши авторы

 Партнёры

Контакты

 

ОРКЕСТР ИГРАЕТ ДУХОВОЙ

Борис Турчинский

(Заметки об истории  духовой музыки Израиля)

Борис Турчинский - преподаватель консерватории в г. Петах-Тиква (Израиль), музыкальный публицист. Cобственный корреспондент научно-популярного журнала «Оркестр» (Москва).

Boris Turchinsky is  a teacher of Conservatory in Petah Tiqwa (Israel) and a music publicist. He is also a correspondent of the popular sciencific magazine "Orchestra" (Moscow).

boris917@gmail.com

Оркестр играет духовой.

Аннотация.

Интервью с дирижёром Михаилом Дельманом об истории духовой музыки в Израиле в древности, в подмандатной Палестине и в настоящее время. Автор пишет также о преподавании игры на духовых инструментах в Израиле и оркестре г. Петах-Тиква.

Ключевые слова: Израиль, духовой оркестр, Дельман, Грациани, Биньямин Юсупов

A wind band plays.

Abstract.

An interview with the conductor Michael Delman about history of wind music in Israel in the antiquity, in trustesheep to Palestine and at present. The author writes also about education to performing  on wind instruments in Israel and about the orchestra of Petah Tiqwa.

Key words: Israel, wind band, Delman, Graziani, Binjamin Yusupov

Музыка нашего жанра в Израиле

Давно я собирался взяться за эту тему, но всё как-то откладывал, не так просто к ней подступиться. Всё думалось: не осилю. Да и коллеги подтрунивали: а пороху хватит?

Тема это непростая, объёмная, что там говорить! Нужно много времени, нужны усиленные поиски старых музыкантов и дирижёров. В Интернете материала о духовой музыке в Израиле почти нет или только отдельные страницы, слегка затрагивающие этот вопрос. А исследовать тему хотелось. С чего тогда начать?

Как всегда, верная мысль пришла неожиданно. Мой коллега и товарищ Михаил Дельман – дирижёр юношеского духового оркестра консерватории нашего города Петах-Тиквы, заведующий духовым отделом живёт в Израиле и работает в области духовой музыки с далёкого 1974 года. Вот, к кому следует обратиться! И с его помощью приоткрыть завесу этой обширной темы.

Сказано – сделано! И вот, мой собеседник Михаил Дельман. С его помощью мы с вами погрузимся в историю духовой музыки Израиля. Мы в нашем очерке поговорим о становлении духовой музыке в этой стране, о её истории в Израиле и тенденциях развития. О том, как она адаптируется к мировым традициям в культуре.

                                                                       Год 1931-й, Петах-Тиква, Израиль

Недавно на центральной площади Петах-Тиквы мой взгляд невольно устремился на щиты, где были вывешены большие фотографии города, рассказывающие, каким он был до создания государства Израиль. Маленькие домики, улочки… И среди всего этого духовой оркестр! 25 молодых красивых музыкантов. Фото датируется 1931 годом. Оркестр назывался «Кинор Цион» – «Скрипка Сиона». Символическое название! Видимо, скрипку ассоциировали с поющей еврейской душой и не важно, на каких инструментах играли эти парни!

Позже я узнал, что это был один из первых духовых оркестров не только в нашем городе, но и во всей подмандатной «английской» Палестине, начинался он ещё в 1800-е годы!

Интересно, верили ли тогда эти ребята, что на снимке, что всего через 18 лет произойдёт событие, которое изменит карту Ближнего Востока, расстановку сил и отношений между государствами, утвердит их страну как национальную независимую единицу, и они гордо сыграют гимн своей страны?!

А еще, что в их родном городе всего через каких-то 40 лет, в 1972 году, появится и будет долго занимать ведущие позиции в духовой музыке Израиля оркестр муниципальной консерватории?!

Я понимал, что музыкантов этих, к сожалению, конечно, уже нет в живых. И решил найти людей, которые хоть как-нибудь могли бы мне помочь рассказать, «пролить свет» на этот оркестр, на этих людей с инструментами в руках. И мне повезло, мой коллега, педагог и дирижёр оркестра консерватории города Петах-Тиква, всё тот же неутомимый мой друг Михаил Дельман помог, сразу указал к кому следует обращаться. Но об этом ниже…

25 лет и вся библейская история

Сам я тоже работаю в сфере израильской духовой музыки 25 лет, срок немалый! Вместе с коллегой Дельманом мы постараемся рассказать, как всё начиналось и как развивается сегодня духовая музыки в нашей древней и молодой стране, где музыка всегда представляла собой неотъемлемую часть культуры, в библейские времена, и даже в «добиблейские». Археологические находки указывают, что музыкальная культура существовала на территории современного Израиля уже четыре тысячи лет назад. По-видимому, тогда она не отличалась от музыкальной культуры соседних народов.

С развитием иудаизма в еврейских царствах сформировалась особая традиция храмовой музыки, которая после разрушения Второго Храма была частично сохранена в музыке синагогальной, развивавшейся как на территории Израиля, так и в диаспоре.

В конце XIX и начале XX века в еврейской общине Палестины в преддверии создания Государства Израиль формировалась новая культура, значительную часть которой составляли песни патриотического содержания, как на музыку народных и популярных песен Восточной Европы, так (позднее) и на оригинальную музыку, которая испытывала влияние классической еврейской, европейской и арабской музыкальных традиций. Накануне основания Израиля и в первые десятилетия его существования эти песни, так называемые «песни Земли Израиля», составляли важный пласт новой еврейской культуры. Позднее музыка Израиля стала более космополитической, адаптируясь к мировым тенденциям, а также культурным традициям репатриантов из разных стран мира. К началу XXI века в Израиле существует развитая академическая музыка, разнообразные течения рока и эстрадной музыки, проводятся многочисленные национальные и международные музыкальные фестивали и конкурсы.

          А рассказать есть что, и даже есть чем похвастаться.

                                                                       Духовая музыка – всегда праздник

Итак, представляю своего собеседника.

Михаил Дельман окончил кишинёвскую консерваторию в 1972 году, работал в симфоническом оркестре Молдавии под руководством народного артиста СССР Тимофея Гуртового. С 1972 года он – преподаватель черновицкого музыкального училища.

С 1974 года живёт и работает в Израиле. На протяжении многих лет руководит духовым оркестром при консерватории Петах-Тиквы, где работаю и я. Наш оркестр на протяжении многих лет является лучшим в стране! Михаил Дельман заведует у нас отделом духовых инструментов.

Наш коллектив неоднократно становился лауреатом израильских, международных конкурсов и фестивалей. География их обширна!

«Нет никаких сомнений в том, что оркестр консерватории Петах-Тиквы может и должен быть образцом для подражания для других молодёжных духовых оркестров Израиля»,- сказала доктор Яэль Ишай, руководитель музыкального образования министерства просвещения Израиля.

- Михаил, а как обстояло дело с духовой музыкой в стране в 70-х годах? Какие из оркестров и дирижёров тогда доминировали? Кто вообще стоял у истоков развития духовой музыки?

- Начнем с того, что существовал на территории современного Израиля британский мандат. И оркестр полиции уже был при мандате. Вся духовая музыка, как и многое другое в стране, пошло от традиций британцев и привезённого репатриантами из стран восточной Европы опыта. Вот на этой базе с образованием государства Израиль был создан военный симфонический оркестр, который затем был перепрофилирован в духовой. Основоположником и первым дирижёром стал Ронли Риклис.

А оркестр полиции изначально был британским, а затем стал израильским. Был ещё оркестр пожарных в Тель-Авиве, но у меня нет о нём информации. Когда я приехал в Израиль, его уже давно не существовало.

                                                                                      Справка

Духовой оркестр израильской полиции был создан в 1921 году в период правления британского мандата.

Оркестр состоит из профессиональных музыкантов с высшим и средним музыкальным образованием. Большинство членов оркестра – выходцы из стран СНГ, многие из которых имеют опыт работы в различных симфонических и духовых оркестрах. Среди них есть лауреаты всесоюзных и республиканских конкурсов музыкантов-исполнителей. В составе оркестра также солдаты срочной службы Армии Обороны Израиля.

Оркестр активно участвует в общественных проектах, организуемых израильской полицией, публичных концертах, фестивалях и государственных церемониях. Духовая музыка всегда несёт людям праздник!

Коллектив неоднократно и с большим успехом выступал за рубежом – в России, в том числе на престижном фестивале «Спасская башня», в Украине, в Швейцарии, Германии и Венгрии и был удостоен многочисленных наград.

Репертуар оркестра включает произведения композиторов-классиков, израильских авторов и джазовые сочинения. Большая часть репертуара выполнена в оригинальных обработках, осуществлённых дирижёрами оркестра Эйтаном Соболем и Михаилом Гуревичем.

                                                                            В основе музыка военная

- Первые дирижёры в Израиле были выходцами из военного оркестра ЦАХАЛа (Армии Обороны Израиля),- продолжает свой рассказ Михаил Дельман.  -Не было других. Никто не имел музыкального образования, включая Зико Грациани, легендарного многолетнего главного дирижёра оркестра армии, государственного, правительственного, церемониального.

Грациани был выходцем из Болгарии, сыном лавочника. У Зико Грациани перенял эстафету, символическую дирижёрскую палочку, Михаэль Яаран. Не так давно он вышел на пенсию… Исключением в смысле специального образования был Ронли Риклис.

Одно из первых произведений, исполненных военным оркестром, была сюита «Фанфары Израиля» Пауля Бен-Хаима. Это произведение звучит в исполнении разных оркестров уже много лет, и сегодня не потеряло своей значимости.

В 70-х годах одним из ведущих оркестров в Израиле был коллектив из Кирьят-Оно. Дирижёр Арон Анкалай, выходец из Болгарии, как и Грациани. Он был хорошим администратором. Сумел собрать вокруг себя преподавателей и смог сделать настоящий духовой оркестр с хорошим звучанием.

Леви Шор, бывший одессит, в глухой тогда провинции Афуле, а это своего рода Камчатка по израильским понятиям, тоже сумел организовать и вывести в лидеры свой духовой оркестр.

Уже тогда, в 70-х годах, я был удивлён таким множеством духовых оркестров в столь маленькой стране. Несравненно больше, чем это было в Союзе. У нас ведь как обычно было в СССР: один-два военных оркестра, на которых держалась вся духовая музыка в городе, я не говорю, конечно, о крупных городах. Пара самодеятельных коллективов, оркестр музыкального училища и Дворец пионеров. Всё. А тут – в каждом городе, посёлке! Множество!

Сейчас, я думаю, нет такой страны в мире, которая может похвастаться таким количеством и уровнем духовой музыки, как в Израиле! Сегодня около ста мест в Израиле, где есть большие духовые оркестры. Но к этому надо заметить, что есть старшая группа, затем средняя и ещё младшая. То есть, по три оркестра в каждой консерватории! А сколько оркестров школьных – это подсчётам не поддаётся.

Ведущими коллективами в 70-х годах были оркестры городов Кирьят-Оно, Афулы, Реховота – дирижёр Яков Альмог, Беэр-Шевы – дирижёр Нисим Альшех, Акко – дирижёр Шмуэль Кагане, Ашдод – дирижёр Рикардо Поторанский. И ещё, в начале 70-х годов был хороший коллективный меценат, так называемый «Керен Яд а-Надив», фонд Ротшильда, он субсидировал летние лагеря для детей, обучающихся на духовых инструментах.

Создавались оркестры на летний период. Естественно, в конце такого, так называемого, лагеря было концертное выступление. Вот тогда начали приезжать к нам известные американские дирижёры и преподаватели, которые и проводили эти занятия с детьми.

Это было здорово и поучительно не только для детей, но и для нас, местных преподавателей и дирижёров. Это была настоящая школа. Мы учились у них. Они привозили с собой оригинальный репертуар. Детям было очень интересно играть в таких оркестрах. С языком проблем не было, так как наши дети хорошо знают английский язык.

«Керен Яд а-Надив» уже в те годы начал приобретать для оркестров комплекты духовых инструментов и бесплатно давать коллективам. Это было очень существенно и важно для становления и развития нашего жанра в стране. И сейчас эта помощь тоже существует.

Даже мы, хоть муниципалитет наш находится в неплохом положении (а были годы упадка в экономике) тоже получили от них тубы, валторны. Кроме этого, организация оплачивает мастер-классы, приезд в страну известных дирижёров и музыкантов из других стран.

И ещё одно важное воспоминание. Вскоре после создания государства Израиль и с целью становления и развития духовой музыки в США за опытом и поучиться у наших американских друзей поехали наши представители, дирижёры Рикардо Потуранский, Ярив Нахман и Шмуэль Кагане. Нас интересовало начальное музыкальное образование в области духовой музыки в американских школах, где практически в каждой был большой духовой оркестр.

Дирижёр у них один на весь оркестр, а это более ста юных музыкантов. Он же и преподаёт все инструменты. В школе этот дирижёр-преподаватель с утра и до вечера.

Уровень таких оркестров, как правило, не очень высокий, а ничего другого и быть не может. Ну, не в состоянии один человек с этим стравиться, даже если он и хороший специалист, имеет уйму энергии и терпения.

В этом был минус. Но что было положительно, так это наличие хорошего репертуара. Несложные пьесы, которые хорошо звучали как в зале, так и на улице. Полгода занятий, и такой начинающий оркестр уже звучит.

Мы это переняли. А вот структуру решили изменить. Кроме дирижёра, у нас ввели преподавателей по каждому инструменту. Два раза в неделю. И работа этих педагогов с небольшими группами. Это дало немедленно положительный результат. Так работаем и сегодня. Школьных оркестров по стране стало очень много.

                                                                    До начала «большой алии»

-  А как развивалось искусство духовой музыки до 90-х годов, до того важного периода, который известен как начало массовой репатриации из стран СНГ?

-  Начнём с первых духовых оркестров и их дирижёров, а также композиторов, оркестровщиков до того времени, когда с трапа самолёта массово сошли сотни тысяч новых репатриантов массовой алии 90-х, и у каждого в руках, как заметили израильские газеты, были или клетка с кошкой, или футляр с музыкальным инструментом.

В 60-х годах Шабтай Петрушка написал сюиту для духового оркестра. Пожалуй, отсюда и сделаем отсчёт. Кстати, эту сюиту я сейчас обработал, сделал новую её версию. С саксофонами, фаготом и гобоем. Изменил партии ударных инструментов. Зазвучала она по-новому.

Лев Коган, выходец из Литвы, написал концерт для трубы. Много пьес для кларнета, трубы, ансамблей для ударных инструментов, кларнетов, флейт. Другие композиторы, создававшие израильскую духовую музыку в то время: Марк Лэври, Манахем Авидос.

Далее: Арье Леванон, Арье Гайду, Ицхак Грациани, Шимон Коэн, другие. Кардинально изменилась картина в 90-х годах с приездом в Израиль профессиональных композиторов и музыкантов. Изменился в лучшую сторону репертуар оркестров, особенно тех, у которых были хорошие исполнительские возможности. Назову ведущих из этих композиторов: Борис Пиговат, Беньямин Юсупов, Евгений Левитас.

            Первые дирижёры: Ронли Риклис. Его можно назвать основоположником израильской духовой музыки, затем – его приемник в военном оркестре Армии Обороны Израиля, легендарная личность, дирижёр и композитор Ицхак (Зико) Грациани.

Ицхак Грациани — это прежде всего легенда израильской культуры. Он необыкновенная, даже легендарная личность! Сын болгарского еврейского лавочника, с душой, устремлённой не к витринам с бакалейными товарами, а к музыке. В 1952 году начинает служить в ансамбле ЦАХАЛа. Пробует себя как аранжировщик. В то время не было оркестровок национальной музыки, и Зико становится одним из первых аранжировщиков для духового оркестра, перекладывая популярные израильские песни. С 1962 года Грациани был назначен художественным руководителем и главным дирижёром оркестра Армии Обороны Израиля, и на этом посту он пробыл до самой своей смерти в 2003 году, имея воинское звание полковника.

Зико Грациани дирижировал оркестром на церемониях государственной важности. Одним из наиболее значительных событий в жизни самого дирижёра и его коллектива был приезд в Израиль президента Египта Анвара Садата. Тогда казалось всем, что вот-вот наступит мир на Ближнем Востоке. Золотая дирижёрская палочка Грациани бережно хранится в военном оркестре.

                                                        Михаил Дельман о своих первых шагах в Израиле

Когда я приехал в Израиль, я не считал себя дирижёром и с дирижёрской практикой не был связан. Был исполнителем, затем преподавателем музыкального училища. И тут мне предложили стать дирижёром, на то время иврит у меня был слабый. Я начал ездить по оркестром в Акко, в Реховот, и стал учиться, наблюдать.

Главное, что мне надо было понять, это то, что у них плохо. То, что хорошо, я и так знаю. Я стал изучать репертуар. Это были совсем другие оркестровки, нежели те, с которыми я встречался в Союзе. В Америке тогда и сейчас трудилась и трудится группа отличных аранжировщиков, которые делая аранжировки, думают обо всём: о тесситуре, нюансах, технических возможностях, и конечно, о звучании всего произведения.

У них совсем другая роль ударных инструментов, не только отстукивания тактов. Саксофоны во всех партитурах. Это добавило новые краски в звучание духового оркестра.

Когда я стал дирижёром оркестра, то стал использовать различные переложения. В основном, увертюры. Но в это же время, оглядываясь по сторонам, начал понимать, что надо что-то менять в репертуарной политике. Мой друг дирижёр Рафи Примо мне по-дружески подсказал, что надо искать и играть оригинальные произведения, специально написанные для духового оркестра, а не переложения. Хотя и сегодня нельзя сравнить наш репертуар и то, что есть для симфонического оркестра. Но он намного обогатился, и многие композиторы ранее не писавшие для духовых оркестров, стали для духового сочинять, и среди всего этого можно выбрать много хорошего.

- Михаил, а ежегодные каталоги музыки для духовых оркестров?

- Мы много покупаем из них литературы, но, увы, на поверку 80 процентов из того, что мы купили, отправлено в корзину. Перейдя к оригинальной музыке для духового оркестра, я столкнулся с её сложностью, как для музыкантов, так и для дирижёра. Очень сложные размеры. Это не только размеры на четыре или три четверти. В то время у нас в консерватории начал работать Биньямин Юсупов, в 1992 году. Я попросил, чтобы он написал произведение для нашего оркестра. И он, не имея практики сочинения музыки для духового оркестра, написал интересную пьесу. Мы привезли её на конкурс в Кфар-Сабе, впервые оркестр из Петах-Тиквы получил там первое место, которое удерживаем и до сегодняшнего дня.

Через год была наша первая поездка на конкурс в Валенсию. Об этом стоит особо рассказать. Потому что духовая музыка в Испании развита, как нигде. Вот там играют! И как! Сотни, тысячи оркестров!

В оркестрах контрабасы и виолончели, не говоря уже о саксофонах. Меня всё там поразило. Когда меня спросили местные дирижёры, а сколько, ты думаешь, у нас в городе оркестров? Я ответил: три… Оказывается, 80 и больших! По 100-150 музыкантов. У них конкурсы имеют значения, как в футбольной лиге. Оркестр не занял призовое место – дирижёра на мыло, в отставку! Оркестры звучат, ну просто потрясающе!

Мы записались выступать на конкурсе во второй категории, так как в первой участвовали профессиональные коллективы. Зал, в котором мы выступали, был так акустически хорош! Наверное, больше я таких залов не встречал в жизни. Звук тебя прямо обволакивает. Конкурс проводился с утра до вечера, в зале не было свободных мест. И местные жители ходили в наушниках, слушали трансляция концертного выступления. Так в Испании развита духовая музыка и так её любят в народе! Мы заняли первое место и были несказанно рады этому.

Второй конкурс был в Нидерландах, город шахтёров Керград. Первые оркестры у них были созданы в тысяча восемьсот… каких-то давно забытых годах. Целью создания оркестров тогда было, чтобы духовики, они же шахтёры, выдыхали из себя угольную пыль. Ну и местные жители тоже пылью дышали. И там мы тоже получили первое место. С тех пор уже не мы искали конкурс, а начали приглашать нас.

О мастер-классах я уже говорил, теперь немного о конкурсе солистов. Проведение конкурсов солистов-инструменталистов поддерживает международный фонд «Керен Шарет» (Америка-Израиль), где особенно талантливые ребята получают премии, которые можно использовать, как на покупку инструмента, так и внести в качестве оплаты в консерваторию за учёбу.

                                                                    Новые краски в звучании

 

- Михаил, расскажи, пожалуйста, о конкурсах и фестивалях духовой музыки, мастер-классах в Израиле. Об их истории. Ведь это как ничто способствует популяризации и развитию нашего вида искусства, его обогащению опытом, красками нового звучания.

- Несомненно, и тут мы должны быть благодарны Фонду Ротшильда (Яд а-Надив), который помогал и по сей день материально помогает развиваться культуре Израиля, в том числе и духовой музыке.

Изначально мастер-классы были организованы с целью помощи руководителям оркестров, особенно тем, кто был без образования и не имел опыта работы. В основном, это были бывшие музыканта военного оркестра.

К нам приезжали известные в нашем жанре духовой музыки специалисты из многих стран. Кроме уроков дирижирования, они нам давали послушать на дисках игру своих коллективов, многие из которых были на очень высоком профессиональном уровне.

Многие из нас пересматривали своё отношение к репертуару, по-новому оценивали звучание духового оркестра. Просто не могу не отметить этих дирижёров-педагогов: из США Вильям Равели, Джон Пентер, Джими Рейнольдс, Адель Бенсон, Сидни Берг, Самуэл Адлер, Джорж Вильсон, Франк Батисти, Дональд Ганзбергер, Джеймс Кровт, Дэвид Витвель, Майкл Вота, Дейль Лонис, Вильям Джонсон, Рональд Джонсон, Лари Гарбер, Дуайт Стравит.

Из Венгрии: Ласло Маруши. Англия: Тимоти Райнеш, Джефи Бранд, Роберт Роско, Кларк Рендель. Германия: Моти Мирон. Швейцария: Феликс Аусвирт, Майкл Шулер, Бельдор Бронимен. Канада: Глен Прайс. Норвегия: Эгиль Лисбо. Нидерланды: Чанк Ван, Линс Хот. Ну, ещё надо добавит мастер-классы для солистов-инструменталистов, которые проводят Сабина Майер (Германия), Сергей Накаряков (Россия, Израиль, Франция), Маргарита Шапошникова (Россия), Владимир Скороходов (Беларусь) и много, много других опытных и известных во всём мире исполнителей-педагогов.

«На тромбоне и валторне»

(Фрагмент очерка Бориса Турчинского из научно-популярного журнала «Оркестр», г.Москва, 2011 г.)

Музыкальное образование в консерваториях Израиля. Как оно построено. Раз в неделю урок по избранному инструменту, теория и история музыки и оркестр. Чтобы ребёнок сам захотел обучаться игре на тромбоне, тубе, валторне – такое бывает крайне редко. Обычно все хотят играть на флейте, кларнете, саксофоне, ударных инструментах. Поэтому в консерваториях существуют утренние проекты. Работают 4-5 преподавателей. Каждый ведёт группу из 3-5 учеников. Задействованы ученики всех четырёх классов школы. Обучение два раза в неделю по 45 минут.

Работа учителей оплачивается частично министерством просвещения, частично муниципалитетом. Через полгода начинает функционировать оркестр. К концу года дети и родители должны решить, продолжает их ребенок дальше обучаться музыке или нет.

Затем часть детей переходит в собственно консерваторию, где начинает осваивать инструмент более глубоко и основательно. Те из учеников, кто перешёл в консерваторию на индивидуальное обучение, продолжают играть в школьном оркестре. Но это уже более «продвинутый» коллектив, которому в дальнейшем по плечу и более серьёзные (по сравнению с младшей группой оркестра) произведения. Вот, откуда берутся тромбоны, валторны, тубы и т.д., то есть, более редкие музыкальные инструменты и исполнители на них.

Несколько школ работают в другом направлении: скрипка и виолончель. Там также всё построено по вышеописанному принципу.

Сегодня по всей стране существуют сотни таких проектов. Нетрудно подсчитать, сколько детей в них вовлечено. Есть такие школы, где в четвёртых классах 95 процентов из общего числа ребят играют на каком-то духовом инструменте. Взять хотя бы одну из школ, где я работаю, являюсь дирижёром и руководителем этого проекта. Школа «Натан-Йонатан» в Петах-Тикве.

Пять классов, и в каждом классе по 30 учащихся. После шести месяцев занятий начинаются репетиции новоиспечённого оркестра. Но в самой школе нет такого помещения, чтобы поместить такой громадный детский коллектив.

Что делать? Делим оркестр на две части, а когда погода позволит, переносим репетиции на спортивную площадку, на открытое пространство. Конечно, подобные школы – это исключение. В основном в проектах участвуют по три класса. Но и это внушительно. Вот, откуда идут истоки нашей духовой музыки. В этом наша надежда на её будущее.

                                                                                     Оркестр наш духовой

Расскажу также конкретно и о нашем оркестре, в котором мы работаем с Михаилом Дельманом, дополню коллегу. Заодно скажу несколько слов и о нём самом. Ему неудобно говорить о себе, а я скажу: он прекрасный музыкант и педагог! И ещё и, как видим, «ходячая энциклопедия» истории духовой музыки в Израиле.

Наш духовой оркестр города Петах-Тиквы – «Wind Orchestra of the Petach Tikva Conservatory» основан в 1972 году и базируется при муниципальной консерватории. Коллектив состоит из 70 юных музыкантов в возрасте от 12 до 18 лет и часто выступает перед жителями города, пользуется большой популярностью. Большое внимание и поддержка оказываются духовому оркестру со стороны муниципалитета.

На духовом отделении обучаются у нас более 250 детей. Оркестр постоянно занимает призовые места в Израиле, а также является лауреатом многих престижных международных конкурсов. Первые места в городе Керград (Нидерланды), Цюрихе, Шладминге, Юнг-Фрау, Интерлакене (Швейцария), второе место в Валенсии (Испания). Оркестр побывал с концертами в США (Чикаго), в Норвегии, Германии, Болгарии. Записано шесть компакт-дисков.

Руководит коллективом наш дорогой Михаил Дельман. Благодаря его высокой профессиональной подготовке, а также отличным организаторским способностям, оркестр постоянно занимает ведущие места на конкурсах в Израиле и за рубежом.

На отделении преподают педагоги с большим стажем и умением работать с детьми. Необходимо отметить, что подавляющее большинство преподавателей — это люди из бывшего СССР. Благодаря лучшим традиционным методикам русской и советской школы обучения игре на духовых инструментах, они смогли сформировать высокий уровень исполнительского мастерства учеников.

На одном из конкурсов в Кфар-Сабе в 2006 году председателем жюри был известный израильский дирижёр, профессор Израильской академии музыки Менди Родан. Вот что он сказал, после завершения конкурса и даже написал это в письме на имя коллектива.

«Прекрасный оркестр, с интересным и содержательным репертуаром. Поражает интонация звучания, динамика и краски. Много есть в Израиле хороших и достойных оркестров. Но есть и нечто особенное – оркестр Петах-Тиквы!».

В репертуаре оркестра консерватории – классическая музыка, музыка современных израильских и зарубежных композиторов. Это всегда яркие, интересные произведения, требующие хорошего владения инструментом. Для оркестра много пишет замечательный израильский композитор Борис Пиговат.

Вот далеко не полный перечень нашего репертуара. М.П.Мусоргский, «Картинки с выставки» и «Ночь на лысой горе», Д.Д.Шостакович, «Праздничная увертюра», И.С.Бах, «Чакона», «Пассакалия», Г.Малер, 5 симфония (1 часть), симфония 4 (4 часть), И.Стравинский, балетная сюита «Петрушка» в талантливых аранжировках М.Дельмана, Б.Юсупов, «Хайфские зарисовки», Б.Пиговат, «Массада», Сюиты «Альтишках», «На горе Сион». Ф.Зуппе, «Поэт и крестьянин», И.Грациани, марши.

На базе консерватории работают ещё несколько творческих коллективов. Недавно был образован любительский духовой оркестр, состоящий из выпускников специальных учебных заведений и музыкантов-любителей. Ансамбль саксофонов консерватории, которым я руковожу, завоевал популярность в городе, даёт много концертов, играет лёгкую музыку, а также песни израильских композиторов. При консерватории существуют также два подготовительных оркестра, которые дают музыкантов в основной оркестр.

Хочется отметить выпускников нашей консерватории, ставших замечательными и востребованными исполнителями. Среди них: М.Тимошин и А.Вайнер (флейта), лауреаты Всеизраильского конкурса молодых исполнителей, С.Бергер (валторна) — музыкант ансамбля современной музыки во Франкфурте, Ш.Брил (кларнет) — выпускница академии музыки в Любеке (Германия), победительница на женевском конкурсе в 2007 году. Б.Керцман (труба) – лауреат международного конкурса в Польше, музыкант Штаатс Опер (Германия), брат и сестра Эзра (кларнеты) и другие.

По всему видно, что в Израиле духовая музыка развита и находится на достаточно хорошем уровне. Особенно это стало заметно в последнее время. Каждый год проводятся конкурсы и фестивали духовых оркестров, камерных ансамблей и исполнителей-солистов.

Израильские духовые оркестры – желанные гости на заграничных фестивалях и конкурсах духовых оркестров, где они нередко занимают призовые места, что само по себе красноречиво говорит об исполнительском уровне этих коллективов. Среди ведущих оркестров страны можно назвать, кроме оркестра Петах-Тиквы, также коллективы городов Кфар-Сабы, Нетании, Афулы, Хайфы, Акко, Тель-Авива, Бат-Яма. О каждом из них мы понемногу расскажем ниже.

(Окончание следует)