Главная

Архив

Тематические разделы
Музыка в Израиле
Классическая музыка
Современная музыка
Исполнительское искусство
Музыкальная педагогика

Оркестры, ансамбли, музыкальные театры

Афиша

Наши авторы

 Партнёры

Реклама

Контакты

 

 

К ПРОБЛЕМЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ГИПЕРТЕКСТА

Ольга Егорова

I

      В научных исследованиях по культуре и искусству, информатике, социологии, экономике, политологии и др. на протяжении последних десятилетий активно развивается концепция нелинейного текста, получившего название гипертекста.

      Она возникла в недрах информационных технологий в середине ХХ века, но наиболее интенсивное развитие получила лишь с 80-х годов. В широком поле публикаций на эту тему выделяются два течения. Одно связано с теорией и практикой "компьютерной науки", второе, доминирующее на протяжении последнего десятилетия, сформировано отраслями науки, занимающимися непосредственно проблемами текста. Двухаспектность гипертекста стала краеугольной проблемой на пути создания общей теории гипертекста, требующей объединения крайне далёких научных областей.

      Со стороны технических наук гипертекст представляется как глубоко изученное явление, на базе которого сформировалась самостоятельная теория гипертекста. В области гуманитарных наук обстановка складывается иначе. Гипертексту как специфическому виду текста посвящено достаточно большое количество статей, в которых в качестве такового анализируются различные культурные явления [1]. Нередко гипертекст рассматривается в культурно-социологическом плане как новый способ организации информации, пришедший на смену печатному тексту и ознаменовавший наступление новой компьютерной эры [2] Однако, несмотря на широкое распространение в гуманитарной сфере, гипертекст редко оказывается предметом специальных теоретических исследований.

      Отсутствие единой теории обусловило множественность определений гипертекста, появившихся в литературе к настоящему времени, освещающих различные его характеристики: нелинейность, фрагментарность, свобода методов чтения, структурная открытость, возможность быстрой связи любых элементов системы, мультимедийность (использование в комплексе различных средств воздействия на восприятие - текст, графика, анимация, звук и т.д., - ограниченных техническими возможностями системы).

      Наиболее содержательным и перспективным в плане дальнейшей разносторонней разработки гипертекста нам представляется определение В.Овчинникова:

      Гипертекст - "а) "надтекст" - некая единица информации, частями которой являются тексты, и/или б) текст, части которого имеют "сверхсвязи", то есть соединены друг с другом не линейным отношением в одномерном пространстве (отношением следования как в обычном тексте естественного языка), а множеством различных отношений, представляемых в многомерном пространстве. В гипертексте отсутствуют заранее заданные ограничения на характер связей (сеть)"[3].

      Здесь подчёркиваются основные позиции:

         - непосредственное отношение к тексту, гипертекст - один из видов текста;

         - суммарный характер целого по отношению к его фрагментам ("надтекст");

         - наличие особых нелинейных связей между частями;

         - отсутствие заданных ограничений.

      Принимая данное определение в качестве основного, мы получаем возможность не только отчётливо теоретически определить явление гипертекста, но и сопоставить его с современными ему явлениями. Феномен гипертекста оказался неразрывно связанным с общекультурным состоянием эпохи постмодерна и созвучным ряду современных научных концепций, как гуманитарных (концепция нелинейного письма Ж.Деррида[4], концепции ризомы и номадического письма Ж.Делёза и Ф.Гваттари, концепция гено- и фено-текста Ю.Кристевой, концепция интертекстуальности Р.Барта и Ю.Кристевой[5]), так и естественно-научных (концепция нелинейных динамик, развитая синергетикой [6]).

II

      В сфере гуманитарных наук наибольшую разработку понятие "гипертекст" получило в исследованиях литературы. Одним из основных в изучении литературных гипертекстов является вопрос о применимости самого понятия к исследуемому материалу. Так, краеугольный камень здесь - условия функционирования гипертекста.

      В ряде источников (имеющих, как правило, более техническую направленность), гипертекст рассматривается как исключительно электронный текст, требующий определённой технической базы для его создания. В частности, М.Субботин различает гипертекст (бытующий в электронной среде) и "бумажный" или "книжный" нелинейный текст, выделяя два вида последних: текст, в котором направление чтения не задано вовсе (таковы, например, энциклопедии) и текст, имеющий основное направление чтения и снабжённый многочисленными комментариями (такова, например, Библия). При этом автор подчёркивает сложность в освоении текстов второго типа: "ссылки в каком-либо тексте на литературу, т.е. на определённые фрагменты в других текстах, обычно не воспринимаются как реальная возможность отойти от линейного чтения, перейти к соответствующему фрагменту в другом тексте, а от него, может быть, по ссылкам - к другим"[7].

      С другой стороны, известный исследователь гипертекста Дж.Конклин наряду с традиционным электронным гипертекстом отмечает существование различных форм "ручного" (не компьютеризированного) гипертекста, типичной формой которого считает картотеку[8]. Эту идею развивает целый ряд учёных, проецирующих термин на различные литературные, в том числе художественные, тексты нелинейного строения.

      И. Купер предлагает классификацию видов гипертекста в литературе, рассматривая его в системе координат Р.Барта "текст пишущего" (информационный) - "текст писателя" (литературный[9]). Классификацию, построенную по иному, структурному, признаку (линейные одномерные тексты, тексты с разветвлёнными связями, интерактивные тексты) приводит О.Баранов[10]. Я.Михайлович, исследователь творчества одного из известнейших современных писателей Милорада Павича, строит классификацию на основе базового принципа гипертекста, а именно, возможности его бытования в электронной среде: тексты, изначально написанные для компьютера и "…произведения, напечатанные классическим способом, художественная ткань которых при этом обладает свойствами гипертекста"[11]. Наиболее развёрнутую классификацию предлагает М.Визель, детально исследовавший литературный гипертекст на примере поздних романов Итало Кальвино[12]. Автор различает гипертексты по ряду параметров: художественные/нехудожественные, изолированные/сетевые, только чтение/чтение с комментариями/чтение-письмо и т.д.

      Из вышеизложенного следует, что концепция гипертекста в литературе предстаёт как явление, с одной стороны, уже достаточно изученное и, с другой стороны, постоянно пополняющееся новыми разработками. При этом гипертекст как формальная идея распространяется на различные уровни бытования литературы. В качестве гипертекстов часто рассматриваются отдельные художественные произведения. Существует и другой уровень рассмотрения гипертекста - целостное писательское творчество.

      Таким образом становится очевидным, что идея гипертекста доказала свою убедительность в применении к различным научным областям, в особенности гуманитарным, и использование её для анализа нелинейных явлений в музыке также представляется целесообразным и открывающим новые перспективы исследования.

      Для музыки нелинейность является чертой, отражающей имманентные глубинные особенности, выявляющиеся не только на синтагматическом, но и на композиционном уровне:

         - во-первых, помимо более традиционной горизонтальной организации композиции, в музыке существует иная, вертикальная организация, примером которой могут служить, в частности, симультанные формы;

         - во-вторых, даже горизонтальные, временные, композиции в музыке оказываются нелинейными, так как предполагают вариантное и непоследовательное их прочтение.

      Благодаря понятию гипертекста может быть более полно и глубоко изучена текстовая природа музыки, некоторые специфические особенности музыкальных текстов, выработана новая методология анализа. Применение данного подхода особенно необходимо при анализе современной музыкальной практики, не поддающейся исчерпывающему объяснению доступными музыковедческими средствами. Кроме того, введение гипертекста в понятийную систему музыковедения способно скорректировать противоречивые ситуации в теории музыкальной интертекстуальности и решить существующие терминологические проблемы.

III

      Следует отметить, что термин "гипертекст" практически не встречается в современных музыковедческих исследованиях. В немногих трудах, являющихся скорее исключениями, гипертекст связывается с явлением интертекстуальности[13]; указывается и на возможность создания единой музыковедческой информационно-поисковой гипертекстовой системы[14]. Особого внимания заслуживает работа украинского исследователя Г.Когута "От анализа микротоновых структур - к анализу "музыкального гипертекста"". Анализируя синтетические формы музыкального искусства А.Скрябина, в которых "…кроме традиционных математических и предметных моделей используется множество дополнительных критериев, элементов, параметров, характеристик, связей, в том числе и внемузыкальных…", автор предлагает рассматривать музыкальный текст как более сложное, многокомпонентное и многомерное образование, которое можно определить как "музыкальный гипертекст", и "именно он способен более полно фиксировать (и отражать) свойства художественного мышления, реализуясь при исполнении в сферах изобразительного, образного, чувственного."[15].

      Как видно, Г.Когут прибегает к необходимости введения идеи гипертекста, также исходя из нелинейного характера музыкального искусства, но обусловленного его мультимедийностью, использованием самых различных средств воздействия на восприятие слушателя. Эта особенность становится чрезвычайно важной и даже принципиальной, когда речь идёт о синтетическом искусстве ХХ века (здесь можно отметить не только сочинения А.Скрябина, но и более поздние факты, такие как, например, инструментальный театр и др.), однако, на наш взгляд, она не является ни единственной, ни самой яркой возможной реализацией гипертекста в музыке. Мультимедийность, придающая тексту нелинейный характер благодаря параллельному развёртыванию различных слоёв (акустического, графического, визуального и др.) представляется значительным свойством и нередко может служить заметным признаком гипертекста, но не всегда является прямым указанием на существование последнего.

      Таким образом, учитывая неразработанность понятия "гипертекст" в музыковедческой литературе, мы предлагаем следующее рабочее определение: музыкальный гипертекст является видом музыкального текста, состоящим из ряда текстов (фрагментов текстов) и обладающим структурными свойствами нелинейности, открытости, возможности множественных вариантных связей между элементами системы.

      В силу своих специфических свойств (таких как принципиально нестабильный характер) феномен гипертекста чрезвычайно трудно поддаётся любой классификации, о чём свидетельствует и множество приведённых выше попыток классифицировать его в исследованиях литературы. Поскольку гипертекст может состоять из различного качественного и количественного набора элементов, может выполнять различные задачи и иметь разнообразные сферы применения, вопрос об универсальной классификации является принципиально открытым. Типология гипертекста должна предусматривать открытый, динамический характер, допускающий её постоянное пополнение и видоизменение.

      Вместе с тем, для создания концепции музыкального гипертекста, учитывающей в первую очередь специфику музыкального искусства, на наш взгляд, целесообразно несколько локализировать рассмотрение явления гипертекста, ограничивая его рамками профессиональной академической музыки. В связи с этим, в работе не рассматриваются образцы компьютерной музыки и особенно музыки прикладной, обеспечивающей звуковое оформление компьютерных программ, которые как раз и могут представлять стандартные реализации гипертекста. Нас прежде всего интересует не возможность перенесения компьютерных принципов в музыку, а претворение в музыке характерных для всей современной культуры идей нелинейного текста.

      В связи с потенциальной множественностью примеров нелинейного музыкального текста и во избежание полного отождествления гипертекста со всем широким спектром реализаций нелинейности в музыке (в частности, с музыкальной интертекстуальностью) необходимо обозначить границы феномена музыкального гипертекста. Критериями для установления границ должны служить не только свойства нелинейности, множественности связей, но и наличие в тексте определённых структурных элементов, которыми являются узел и ссылка. Под узлом понимается информационный фрагмент гипертекста, связанный с другими узлами посредством входящих и исходящих из него ссылок, под ссылкой - "выделенный" элемент текста, обозначающий одну из сторон связи узлов[16].

      В функции узла музыкального гипертекста может выступать законченный текст или относительно законченный фрагмент текста, содержащий одну или несколько ссылок на другой текст или несколько других текстов. Таковым может являться целостное музыкальное произведение или отдельная его часть в зависимости от масштаба конкретного гипертекста.

      Ссылка в музыкальном гипертексте реализуется в двух видах - музыкальном и немузыкальном. Немузыкальные чаще появляются в масштабе отдельной композиции, - ими могут служить авторские ремарки, указания на вариантность исполнения отдельных фрагментов или целых частей текста. Музыкальные ссылки могут выявляться на любом масштабном уровне и представляют собой музыкальные фрагменты различной протяжённости, переносимые из одного текста в другой.

      Ссылка в музыкальном гипертексте должна обладать достаточно высокой степенью репрезентативности для восприятия её как "выделенного" элемента, указывающего на наличие связи. Эта существенная особенность ссылки размежёвывает два близких феномена - гипертекст и интертекст. В музыкальном интертексте связь чаще всего осуществляется на глубинном уровне посредством употребления единых лексем, мотивов и т.д., музыкальный гипертекст характеризуется присутствием ссылки - более самостоятельного и оформленного в структурном отношении элемента. Появляясь в тексте, музыкальная ссылка выполняет функцию интекста.[17]

      Исходя из обозначенных структурных элементов, в масштабном отношении мы предлагаем выделить следующие виды музыкального гипертекста:

      1. Гипертекст на уровне композиции - композиция-гипертекст, который может быть представлен:

         1.1 в условиях отдельной композиции (например, третья фортепианная соната П.Булеза, "Klavierstuek XI", "Цикл для одного ударника" К.Штокхаузена, "A piacere" для фортепиано К.Сероцкого и др.);
         1.2 в условиях цикла композиций, мыслящегося как единый художественный организм, но допускающего свободу выбора исполняемых частей (например, "ХТК" И.С.Баха, барочные инструментальные сборники типа "Музыкального приношения" И.С.Баха, "Fiori musicali" Дж.Фрескобальди, "Les Ordres" Ф.Куперена, циклы симфоний "Бысть" и "Свершишася" А.Караманова, части воображаемой инструментальной мессы "Introitus", "Offertorium", "Из Часослова" С.Губайдулиной и др.);

      2. Гипертекст на уровне композиторского творчества - творчество-гипертекст (совокупность композиций, не задумывавшихся как неделимое единство, но объединённая наличием одного или нескольких общих интекстов), который может быть представлен:

         2.1 в условиях одного композиторского стиля (например, опера "Огненный ангел" и созданная на её материале симфония №3 С.Прокофьева, Трио памяти И.И.Соллертинского и Восьмой квартет Д.Шостаковича и др.);
         2.2 в условиях различных композиторских стилей (например, церковный напев "Со святыми упокой", Шестая симфония П.Чайковского, кантата "Иоанн Дамаскин" С.Танеева и др.).

      В структурном отношении целесообразно отметить две важнейших типологических особенности:

      1. Характер связи, использующейся в гипертексте:

         1.1 гипертекст на твёрдых связях[18], который является основным, как бы "проявленным" гипертекстом, и предполагает обязательное наличие обоих структурных элементов - и узла, и ссылки (таковыми являются все приведённые выше примеры),

         1.2 гипертекст на мягких связях, который не предусматривает жёсткой связи элементов. В случае традиционного электронного гипертекста в качестве такового выступает гипертекст, объединённый при помощи ключевых слов. В таком гипертексте отсутствует структурный элемент "ссылка", что кардинально меняет и сам характер гипертекста: "при твёрдых связях у него вполне чёткая, определённая структура, имеющая вид сети; при мягких связях структура гипертекста оказывается размытой, аморфной"[19].

      Примерами гипертекста этого типа в музыке, на наш взгляд, можно считать прежде всего:

         - мультимедийная композиция-гипертекст, в которой налицо нелинейное объединение ряда составляющих слоёв, однако связи между ними не обозначены конкретно, т.е. в процессе исполнения мультимедийной композиции слушатель может переключать своё основное внимание с одного слоя на другой (углубиться в восприятие визуального ряда либо вовсе отказаться от него, ограничиваясь звучащим материалом) произвольно, не координируя свои действия с исполнителями и другими слушателями (например, "Прометей" А.Скрябина, "Поэтория" Р.Щедрина, "Fontana mix" Дж.Кейджа и др.);

         - мультимедийное творчество-гипертекст, в создании которого, помимо собственно музыкальной составляющей, значимую роль играют немузыкальные начала - литературное, графическое, архитектурное, математическое и т.д. (например, творчество Р.Шумана, Р.Вагнера, Н.Чюрлёниса, Я.Ксенакиса и др.);

      2. Характер структуры гипертекста:

         2.1 статический[20] гипертекст характеризуется открытостью структуры в рамках константного, заданного автором, набора элементов, не предусматривающего его пополнения. В музыке таковыми могут являться композиции-гипертексты (и алеаторная, и мультимедийная композиция, но только те виды, которые не предполагают исполнительского "досочинения"), циклы-гипертексты. В более масштабном плане статическим может быть творчество-гипертекст в условиях одного композиторского стиля (целостное композиторское творчество, завершённое к данному времени[21]);

         2.2 динамический гипертекст, напротив, характеризуется наибольшей открытостью структуры, предусматривающей её постоянное пополнение любыми субъектами искусства. Примеры, соответственно, - композиции-гипертексты, имеющие интерактивный характер, творчество-гипертекст в условиях одного композиторского стиля (в случае, если творчество композитора продолжается в настоящее время) и в условиях различных композиторских стилей (так как он может быть развит любым из ныне живущих или будущих композиторов)[22].

      В заключение отметим: музыкальные реализации гипертекста не ограничиваются какими-либо историко-стилевыми рамками, что допускает вполне корректное применение данного понятия по отношению к искусству самых различных эпох. Глубинное основание гипертекста - нелинейность художественного мышления - оправдывает использование этого метода для анализа музыкальных явлений любого исторического периода, не входя в противоречие с характеризующими его формальными и эстетическими нормами.

      Однако наиболее яркие образцы художественного гипертекста содержит искусство, созданное и создающееся параллельно с развитием самой теории гипертекста, т.е. искусство современное, которое, в первую очередь, и побуждает исследователей к разработке нового научного аппарата. Именно с позиции гипертекста возможно рассмотреть текстовую природу нелинейных музыкальных произведений (алеаторных и мультимедийных) и постичь фундаментальные основы современного композиторского творчества, объяснить его особенности (такие как неоднократное возвращение к одному и тому же материалу, стилевая многомерность, техническое многообразие) с помощью наиболее современных средств, обеспечивающих адекватность исследовательского и слушательского восприятия.