Главная

№ 51 (май 2015)  

Архив

Тематические разделы

Музыка в Израиле
Классическая музыка
Современная музыка
Исполнительское искусство Музыкальная педагогика
Литературные приложения
Видеотека

Оркестры, ансамбли, музыкальные театры

Афиша

Наши авторы

 Партнёры

Контакты

 

.

ИЗ ИСТОРИИ ИНДУИСТСКИХ ПРАЗДНИКОВ: СЛОНОГОЛОВЫЙ БОГ ГАНЕША

Татьяна Карташова

В Индии праздников, связанных с различными божествами индуист­ского пантеона, великое множество и все они не похожи друг на друга. Каж­дому из них свойственна особая церемония проведения: это таинство, свя­щеннодействие, когда людям даётся возможность «встретиться» со своим Богом, принести ему в знак поклонения цветы и другие дары.

 Для любого празднества характерно определённое время года, своё эмоциональное наполнение, выражающееся в выборе специфической музыки, гимнических песнопений, молитв, одежды, сладостей, живых цветов и в предпочте­нии особой цветовой гаммы для тканей, которыми будут украшаться дома, по­крываться божества, в которые будут наряжаться люди. Время проведения этих праздников устанавливается с помощью весьма сложного календаря, ко­торый, по мне­нию учёных-философов, является своеобразным гибридом солнечного и лунного календарей. На четвёртый день (чатуртхи) месяца бхадрапада (примерно август-сентябрь) в многочисленных храмах празднуется Ганешачатуртхи, или день рождения бога Ганеши[1], при­чём в различных штатах Индии его проведение приобретает свой региональ­ный колорит. Особо почитается и пышно отмечается данный праздник в Махараштре (в течение десяти дней): именно в этом штате в прошлом столетии Ганеша был симво­лом освободительной борьбы против британских колони­заторов.

Что же представляет собой Ганеша? Рассматривая в Индии многочисленные статуи в храмах и изображения этого бога на различных репродукциях, картинах, чеканках, полотняных коврах, резных украшениях из дерева и слоновой кости, на миниатюрных статуэтках в храмах, офисах и домах индусов, не перестаёшь восхищаться искусным талантом мастеров, создавших такие непохожие друг на друга искусные творения. И со всех них на вас глядит добродушный, весёлый, обаятельный слоноголовый толстячок Ганеша, покровитель наук, ремёсел, искусств. Первые его изображения в том виде, в каком он известен сегодня, датируются примерно V веком н. э.

Ганеша – это один из важных и почитаемых божеств индуизма, сын бога Шивы и богини Парвати, имеющий человеческое тело с головой слона со специфически изогнутым хоботом и одним бивнем. Ганеша считается богом удачи, успеха и одновременно помогает человеку бороться со злом и жизненными трудностями. Он также почитается как бог ума, интеллекта, образования, знаний, мудрости и изобилия, считается покровителем любого начинания (Бог начала). Фактически Ганеша – это один из пяти верховных божеств индуизма вместе с Брахмой, Вишну, Шивой и Дургой, которых ещё называют панчаятана пуджа[2]. Ганешу также именуют Вигхнешвара, или Вигхнараджа – Бог, преодолевающий Преграды. Именно он является главным помощником и наставником рода человеческого на пути поисков знаний, стремлений к совершенству, к обретению мудрости. Своим пытливым умом Ганеша постиг многие науки, ему удалось проникнуть в тайны различных знаний. Он всегда помогает людям, стремящимся к познанию всего но­вого и не­изведанного. Ви­димо, поэтому и в современной Индии ученики, по традиции сидящие у ног своего гуру, верят в то, что при любых проблемах в обучении им всегда придёт на помощь добрый отзывчивый Ганеша и по­мо­жет пре­одо­леть все возникшие сложности. Для этого необходимо обра­титься к нему с соответствующей молитвой, и Ганеша непременно услышит каж­дого. В Ин­дии при входе в различные учебные учреждения искусств (Kala Kendra) и наук (Vigyaan Kendra) можно увидеть изображения Ганеши, равно как и в новых домах, и в многочисленных торговых лавках, владельцы кото­рых также ждут под­держки этого мило­сердного бога в своих делах:

Ek Dantaya Vid Mahe

Обратите своё сердце к богу с одним бивнем,
Vakra Tundaya Dhimahi С изогнутым хоботом.
Tanno danti Prachodayat Пусть он одарит знанием и вдохновит вас[3].

 

Голова Ганеши, означающая мудрость, символизирует Атман (душу), которая является высшей и единой реальностью. Его туловище – это символ Майи, т. е. земного существования человека; изогнутый хобот представляет собой Ом – звуковой символ космической реальности. У этого божества че­тыре руки. В правой верхней руке Ганеша держит стрекало – длинную, за­острённую палицу, используемую для понукания животных. Она помогает ему продвигать человечество вперёд по дороге вечности и сме­тать с пути все препятствия. С помощью лассо в левой руке Ганеша ловит и устраняет все проблемы людей. Сломан­ный бивень, который бог принёс в жертву, когда писал «Махабхарату» под диктовку мудреца Вьясы, он держит в нижней пра­вой руке. По одной из распространённых мифиче­ских версий Ганеша вырвал свой бивень, чтобы использовать его вместо пи­шущей палочки, вследствие чего получил прозвище Экоданта, или Однобив­невый. Чётки в другой его руке означают, что поиски знаний должны посто­янно продол­жаться. Модак, которую Ганеша держит в хоботе, означает, что каж­дый должен открыть для себя «сладость» (важ­ность) духовной жизни. Его большие уши – знак того, что они всегда открыты для людских просьб. Змея вокруг талии символизи­рует энер­гию во всех её проявлениях. Неиз­менный спутник Ганеши и его «средство передвижения» – крыса – самое низшее из живот­ного мира, что свидетельствует о необычайной скромности вели­кого бога. В то же время, именно крыса считается мудрым и хитрым су­щест­вом, способ­ным преодоле­вать все препятствия в мире и выживать в любых условиях. По одной из ле­генд, в крысу был превращён поверженный Ганешей демон Гаджамукха. Часто встреча­ются изображения тан­цующего весельчака Га­неши: он тоже познал единство рит­мов Вселенной и искусства телодвиже­ний, подобно его всесильному отцу Шиве.

Таинство рождения Ганеши раскрывают многочисленные мифы, при­чём сами индусы любых возрастов с большим удовольствием расскажут вам поистине удивительные истории, связанные с их любимым божеством. Одна из легенд гласит, что богиня Парвати (Леди гор, дочь Гималаев, жена бога Шивы) из глиняной пыли и благовонных масел вылепила мальчика, оживила его и прика­зала не впускать посторонних, когда она будет купаться. Выпол­няя строгий на­каз матери, юноша не разрешил войти в дом богу Шиве, при­няв его за незна­комца. Разозлившись, Шива в гневе ударил маль­чика по го­лове, раздробив её на множество частей. На шум выбежала Пар­вати и уви­дела сво­его обезглав­ленного сына. Материнскому горю не было предела. На её гром­кие рыдания на священную гору Кайласу, где жили Шива и Парвати, сбежа­лись все боги и богини. И тогда мудрый Вишну, вскочив на своего орла Га­руду, бросился на поиски другой головы. По дороге, встретив слонёнка, Вишну отрубил ему го­лову и полетел обратно на вершину Кайласы. Новую голову приставили к телу сына богини, и Ганеша ожил…

Другая легенда раскрывает тайну имени Ганеши. Мальчик рос умным, чутким и рассудительным, у него в груди билось большое доброе сердце, все окружаю­щие очень любили его за добродушный нрав. И вседержитель Шива, отец юноши, решил возвеличить Ганешу, возведя его в сан повелителя всех духов и полу­богов, а также их легионов, называемых ганы. Хотя ганы имели своего предводителя, теперь они начали подчиняться юноше с го­ловой слона, которого стали именовать Ганеша, или «Желанный для ган», «Господин ган», «Бог ганов». С появлением нового властелина в царстве бо­гов настал поря­док и покой…

Ещё одно предание повествует о том, что Парвати постоянно хваста­лась своим сыном перед другими богами, среди которых был Шани, славив­шийся «дурным глазом». И когда однажды Шани со злостью посмотрел на ребёнка, голова младенца сгорела дотла на глазах матери. Подоспевший во­время бог Вишну спас мальчика, заменив его голову слоновьей…

Празднования в честь данного божества начинаются с установки пре­красных статуй Ганеши в красочно украшенных домах, мандапах и пандалах, которые словно разноцветные зонтики рас­крываются по всей Индии. Много­численные храмы принимают всех желающих «увидеть» (даршана) своего Бога, поделиться с ним своими проблемами. Специ­ально к этому празднику изготавлива­ется множество глиняных скульптур с изображениями бога-пове­лителя: от ми­ниатюрных ста­туэток до статуй в че­ловеческий рост. Они ярко разрисовы­ваются красками, украшаются декора­тивными тканями, брасле­тами, ожерель­ями, цветочными гирляндами, разно­цветными огоньками. Са­мые большие статуи Ганеши обычно устанав­ливают на городских улицах, площадях, в скверах, чтобы жи­тели могли в те­чение нескольких дней совер­шать цере­монии поклонения: петь гимны, при­носить еду, фрукты, цветы, сладости, молоко, поскольку Га­неша также счи­тается богом изоби­лия. В ка­ждом доме в специально отведён­ном месте (обычно в большой комнате) ус­танавливается миниатюрное скульп­турное изображение Ганеши. У этого до­машнего алтаря семья прово­дит це­ремонию пуджи, которая выполняется два раза в день – утром и вечером. Ганешу по­крывают красной тканью, наде­вают на него са­кральную нить, потом намазывают красной сандаловой пастой. Го­рят лампы, раскачиваются светильники (в знак почитания божества), мер­цают разноцветные огоньки, звенят миниатюрные колоколь­чики, дом напол­няется тонкими ароматами зажжён­ных благовоний и атмосферой таинства. По традиции Ганеше преподносят листья специфиче­ских листвен­ных де­ревьев (туласи, мадхумалати, руи), красные или жёлтые цветы (21 штуку), белую траву – дурву и еду в шести символи­ческих блюд­цах (для его пяти ре­альных и одной абсолютной жизни). Главное лакомство, как отмеча­лось выше, – модак – готовят спе­циально для этого празд­ника. Во время обряда поются особые гимны, входящие в ри­туал пуджи, которые знают и взрослые, и дети. Вот арти[4] на языке хинди:

Jai Ganesh, Jai Ganesh! Jai Ganesh deva,
Mata jaki Parvati, Pita Mahadeva.
Ek dant dayavant, char bhuja dhari
Mathe
par tilak sohe, muse ki savari,

 

Слава Вам, O Бог Ганеша!
Рождённый Парвати, дочерью Гималаев,
И великим Шивой.
O Бог сострадания! У Вас один бивень,
Че­тыре руки.
Ярко-красный тилак на Вашем лбу,
И поез­дите Вы на крысе.

Jai Ganesh, Jai Ganesh! Jai Ganesh deva
Mata jaki Parvati, Pita Mahadeva.

 

Слава Вам, O Бог Ганеша!
Рождённый Парвати, дочерью Гималаев,
И великим Шивой.

Pan chadhe, phul chadhe, aur chadhe meva
Ladduan ka bhog lage,
sant kare seva

 

Люди приносят Вам листья бетеля, цветы,
Фрукты и сладости,

Святые и пророки поклоняются Вам.

Jai Ganesh, Jai Ganesh! Jai Ganesh deva,
Mata jaki Parvati, Pita Mahadeva.

 

Слава Вам, O Бог Ганеша!
Рождённый Парвати, дочерью Гималаев,
И великим Шивой.

Andhan ko ankh det, kodhin ko kaya
Banjhan ko putra det, nirdhan ko maya,

Surya shaam sharan aye, safal kije seva.

 

Вы даёте зрение слепому,
Очищаете тело на прокажённом,
Даруете детей бесплодным
И богатство ну­ждающимся.
Люди просят Вас день и ночь:
Пожалуйста, пошлите нам удачу.

Jai Ganesh, Jai Ganesh, Jai Ganesh deva,
Mata jaki Parvata, Pita Mahadeva.

 

Слава Вам, O Бог Ганеша!
Рождённый Парвати, дочерью Гималаев,
И великим Шивой.

Следующий пример – Ганапати арти – молитвенное песнопение, ши­роко распростра­нённое в городе Пуна (столица Махараштры), исполняемое на маратхи[5]:

Sukhakarta Dukhaharta Varta Vighnachi | Nurvi Purvi Prem Krupa Jayachi ||
Sarvangi Sundar Uti Shendurachi | Kanthi Jhalke Maal Mukta Phalachi || Jai...||

Jai Dev Jai Dev Jai Mangalmurti Ho Shri Mangal Murti
Darshan Matre Mana Smarne Matre Mana Kaamana Purti

Ratnakhajitphara Tuj Gouri Kumara Chandanachi Uti Kumkum Keshara || Jai...||
Hire Jadita Mukuta Shobhato Bara | Runjhunti Nupure Charani Ghagariya || Jai...||

Jai Dev Jai Dev Jai Mangalmurti Ho Shri Mangal Murti
Darshan Matre Mana Smarne Matre Mana Kaamana Purti

Lambodar Pitambar Phanivar Bandhana | Sarala Sonda Vakra Tunda Trinayana || Jai...||
Das Ramacha Vaat pahe sadana | Sankashti Pavave Nirvani Rakshave Survar Vandana || Jai...||

Приносящий счастье, уносящий несчастья и преграды,
Любящий нас и дарующий нам благо.
Ты самый красивый, твоё тело красное, на шее носишь гирлянду из цветов. Слава…

Слава Вам, о бог Ганеша, ты – блаженство.
Когда мы смотрим на тебя и думаем о тебе, ты даёшь нам то, что мы хотим. 

О сын Парвати, тебя украшают драгоценные камни, фрукты,
Запах дерева чандана, кум­кум, кешар,
Твоя мукута, сделанная из бриллиантов, очень подходит тебе,
Ноги сложены у тебя в позе лотоса. Слава…

Слава Вам, о бог Ганеша, ты – блаженство.
Мы смотрим на тебя, думаем о тебе и получаем то, что мы хотим.

Толстый, с большим животом, на ноги надет питамбер,
Хобот изогнутый, повёрнутое лицо, три глаза.
Рамдас[6] ждёт тебя дома четвёртого числа,
И ты принесёшь мне спасение, я тебе поклоняюсь. Слава…

            Традиционными остаются арти на санскрите, которые также распева­ются во время пуджи в честь бога Ганеши. Ниже приведён отрывок[7] из гимна «Ганеши Атхарваширшхи»:

Om Namste Ganpataye
Tvameva Pratyaksham Tatvamasi
Tvamev Kevalam Kartasi
Tvamev Kevalam Dhartasi
Tvamev Kevlam Hartasi
Tvamev Sarvam Khalvidam Bramhasi
Tvam Sakshadatmasi Nityam || 1 ||
О бог Ганеша!

Я склоняюсь перед тобой, о повелитель божеств ганов,
Ты первый восстал из сущности Брахмы,
Ты единый сотворил Вселенную,
Ты единый поддерживаешь Вселенную,
Ты – единый, всепобеждающий бог,
Ты – мировая душа Атман || 1 ||

Ava tvam Mam Ava Vaktaram
Ava Shrotaram Ava Dataram
Ava Dhataram Avanuchanamv Shishyam
Ava Paschatat Ava Purastat
Avo Uttaratat Ava Dakshinatat
Ava chordhvatat Ava Dharatat
Sarvatomam Pahi Pahi Samantat || 3 ||

Защити меня,
Защити того, кто воспевает тебя,
Защити всех, кто слушает воспевающих тебя,
Защити меня и всех, пребывающих под твоим опекунством,
Избавь меня от препятствий (которые порождает ритуал)
С Востока и с Запада, с Севера и с Юга,
Защити меня снизу и сверху,
Защити меня со всех направлений || 3 ||

Tvam Vangmayastvam Chinmaya
Tvam Anandmayastvam Bramhamaya
Tvam Sachitananda Dvitiyosi
Tvam Pratyaksham Bramhasi
Tvam Jnanmayo Vijnanamayo Asi || 4 ||

Ты – сущность изречения,
Ты – Радость и Вечное Сознание,
Ты – Правда, Разум и Блаженство… единое и нераздельное,
Ты – сама божественность,
Ты – Знание явного и тайного || 4 ||

Sarvam Jagadidam Tatvo Jayate
Sarvam Jagadidam Tvat Sti Shastati
Sarvam Jagadidam Tvay Layamesyati
Sarvam Jagadidam Tvayi Pratyeti
Tvam Bhumi Rapo Nalo Nilo Nabha
Tvam Chatvarim Vak Padaini || 5 ||

Все миры проявлены тобою,
Все миры поддерживаются тобою,
Все миры разрушаются в тебе,
Все миры сливаются с тобою,
Ты один – Земля, Вода, Огонь, Воздух и Эфир,
Ты один – четыре типа изречений и первоисточник Звука[8] || 5 ||

Tvam Guna Traya Atitaha
Tvam Deha Treya Atitaha
Tvam Kala Treya Atitaha
Tvam Avastreya Atitaha
Tvam Muladhar Stiti Yosi Nityam
Tvam Shakti Treya Atmakaha
Tvam Yogino Dhayayanti Nityam
Tvam Bramhastvan, Vishnustvam, Rudrastvam, Indrastvam Agnistvam, Vayustvam, Suryast­vam, Chndramastvam, Bramha Bhur Bhuva Svorom || 6 ||

Ты не подвержен трём гунам (саттве – чистоте, раджасу – действию, тамасу – инерции),
Ты не принадлежишь трём телам (грубому, тонкому и преходящему),
Ты витаешь за границами времени (прошлого, настоящего и будущего),
Ты не ведаешь трёх состояний существования (пробуждения, дремоты и глубокого сна),
Ты вечно пребываешь в Муладхаре чакре[9],
Ты соединяешь тройственность Энергии (творения, поддержания и разрушения),
Святые аскеты медитируют перед твоим образом.
Ты – Творец, Хранитель и Разрушитель,
О бог трёх миров!
Огонь, Воздух, Солнце, Луну –
Ты всё вмещаешь в себе и всё наполняешь собой || 6 ||

Ek Dantam Chatur Hastam Pashmam Kusha Dharinam
Radamch Vardam Hastair Bhi Bhranum Mushaka Dhvajam
Raktam Lambodaram Shoorpakarnkam Rakta Vasasamam
Raktam Gandhanu Liptangam Rakta Pushpaihi saupujitam
Bhaktanu Kampinam Devam Jagat Karnam Achutam
Avir Bhutam Cha Shrasta Yadao, Prakruthe Purushat Param
Evam Dhayayati Yo Nityam, Sa Yogi Yoginam Varah || 9 ||

Я приветствую бога с одним бивнем (правым),
У которого четыре руки.
Верхняя правая держит скрученную верёвку,
Верхняя левая держит сладость ладду,
Нижняя левая держит отломанный бивень,
Нижняя правая благословляет нас.
На его флаге – крыса со сладостью ладду в лапах,
Она же – его возница.
У него кровь красного цвета, он с круглым животом,
У него уши слона, он носит красную одежду.
Он намазан красным порошком сандала
И украшен красными цветами.
Он благословляет поклоняющихся ему.
Он существует вечно: и до, и после Вселенной.
Он существует за границами «Пуруша» (духа) и «Пракрити» (природы).
Он творит Вселенные.
Ему, величайшему из всех йогов, вечно поклоняются йоги || 9 ||

Namo Vrat Pataye, Namo Ganapataye

Namo Pramatha patye, Namste Stu Lambodaraya Ekdantaya,

Vighna Nashine Shiv Sutaya,

Sri Varad Murtiye Namo Namah || 10 ||

Приветcтвую тебя, покровитель богов,
Ганов и всех живых существ.
Приветствую тебя, бог с округлым животом,
С одним бивнем.
Приветствую тебя, сына Шивы,
Устраняющего все препятствия.
О бог, дарящий и благословляющий,
Мы склоняемся перед тобой,
С именем твоим на устах || 10 ||

Молодёжь также распевает множество песен во славу доброго Ганеши. Представленный ниже текстовый пример исполнялся индийскими студен­тами медицинского университета, обучающимися в Сара­тове, на пудже в честь Ганеши, прошедшей 15 октября 2012 года:

Tuj maagto mee aata maagto aata
maj dyaave ekdantaa
tujhe tthaayee maazi bhakti viruthhaavi ganpatee
tujhe tthaayee jyaachi preeti tyaachi ghadaavi sangati
dharanidharaa aise dyaave sarvaahuti leen whaave
tuj sharan sharan sharan aalo pateet mee jaan
tujha apraadhi mee khara aahe e ikshu chaapadhara
maazi yeoode karuna tuj laagi gajaanana
tujhe Thaayii maajhii bhaktii Virudhaavii Ganapatii, Ganapatii,
dharanidharaa aise dhyaave sarvaahuti leen whaave.

Сейчас я взываю к тебе, о бог с одним бивнем.

Я поклоняюсь тебе единому, о Ганапати.

Я хочу быть окружённым теми, кто любит тебя.

Я хочу полностью посвятить себя служению тебе, о Дхаранидхара (Держащий землю),

И погрузиться в безмолвие.

Я грешил обдуманно, но теперь я отдал тебе все свои мысли.

О Чападхара (Владеющий луком), теперь я – твой злоумышленник.

Сжалься надо мною, о Гаджанан (Имеющий лик слона).

Моё поклонение тебе должно быть сильно и непоколебимо

(Вирудха, Вишешрудха – Непоколебимый).

Моё сознание должно стать устойчивым, как скала.

Я должен осознать себя частицей пяти элементов.

Интересную легенду рассказывают жители Махараштры. В древние времена на территории современного штата вокруг города Пуны появились статуи Ганеши, при­чём возникли сами по себе. На санскрите их назы­вают сваямбху, или самосуществующими. Изображение Ганеши на каждой из них раз­лично и связано с определённой историей из жизни божества. Затем на этих священных местах люди построили храмы. Их всего восемь: Maюрешвар (деревня Mоргаон)[10] – Бог, сидящий на павлине; Сиддхивинайяк (Сиддхтек, около города Шригонда) – Бог духовной силы; Вигхнахар, или Вигхнешвар (город Oзхар) – Бог, преодолевающий преграды; Баллалешвар (город Пали) – Бог преданного Баллалы[11]; Чинтамани (деревня Tхеур) – Бог, уносящий беспокой­ство; Maхаганапати (деревня Ранджангаон) – Великий Ганапати; Гириджат­мадж (деревня Леньядри) – сын Парвати; Варадавинайяк (деревня Maхад) – Бог блага, или Устраняющий преграды.

Во время праздника Ганеши принято ходить в гости к родственникам и друзьям, дарить друг другу подарки, а на одиннадцатый день (ананта чатур­даши) по традиции люди собираются у реки или у моря и отправляют в бес­конечное плаванье статуи любимого божества. Это символизирует возвраще­ние бога Ганеши домой, на Кайласу, высочайшую вер­шину гор, где обитает всемогущий Шива. При этом считается, что Ганеша забирает с собой и уносит в бездну все бедствия лю­дей:

О Ганеша, дарующий благо,

Уносящий прочь все преграды!

С твоим священным именем на своих устах

Мы молимся тебе и склоняем в надежде головы. 

…Ближе к вечеру, когда палящее солнце клонится к закату и воздух насыщается ароматами южной ночи, тысячи лю­дей, распевая гимны в честь Ганеши и радостно пританцовывая в сопровождении отбивающих ритм бара­банов и тарелок, приближаются к воде. В этом бесчислен­ном человеческом потоке мелькает множество глиня­ных фигур Ганешей, пе­реносимых на ру­ках, тележках, но­силках, на велоси­педах и машинах. Празд­ничная процессия с танцами и песнями останавливается, достигнув воды. Люди ставят драго­цен­ное изваяние себе на голову и постепенно заходят вглубь, отпуская своего Ганешу в бескрайние водные просторы. И каждый человек от всего сердца верит, что вместе с его бесценным богом уйдут прочь все несчастия, горести и страдания… Да будет так!

Терминологический словарь

 Арти ритуал поклонения богу в индуистских храмах и при проведении домашних обря­дов, во время которого под чтение мантр или пение гимнов (также именуемых арти) за­жигают бронзовые или глиняные светильники и совершают круговые движения (по часо­вой стрелке) перед изображением бога в знак его почитания

 Вишну бог-спаситель людей в бедствии и охранитель мироздания

Ганапати синоним имени Ганеша: от санскритского «гана» – «группа», «множе­ство», «пати» – «правитель» или «бог», т.е. «Предводитель множества»

ганы полубожественные существа, свита всесильного Шивы

гуна букв. «нить», «слой», «вариант», «нечто вторичное»: свойство, качество. Это три субстанции всех вещей: саттва – ясность, прозрачность, истовость; раджас – действие, энергия, пыл, движение; тамас – темнота, бездействие, инертность, косность

гурудуховный наставник, учитель

кешар шафрановый цвет

кумкум красная краска, используемая на празднике

ладду - традиционная сладость на празднике в виде шариков

мандап временное сооружение для различных торжеств (свадеб, молитв)

модак сладость. Эти­мология термина связана с санскритским словом «мода», оз­на­чающим «счастье». Таким образом, модак можно пере­вести и как «то, что при­носит сча­стье»

мукута – корона, украшенная перьями павлина

панлал - импровизированная сцена под тентом на открытой пло­щадке для прове­дения праздников или музыкальных фестивалей

панчаятана «панч» означает «пять», т.е. в честь пя­тёрки главных божеств

питамбер лёгкие шаровары, сделанные из полосок ткани, обёртываемой вокруг ног и бёдер

пуджа богослужение; основная форма почитания богов в индуизме; поклонение; традиционный индуистский ритуал, адресованный опреде­лённому боже­ству или человеку. Совершается обычно перед освящённым изображением бога как в мандирах (храмах), так и в домах людей. Ритуал пуджи традиционно состоит из 16 частей: это приветственные церемонии, раздача пищи (риса, сладостей, фруктов), кругообразное движение светильников, зажигание благовоний, чтение молитв и т.д.

сакральная нить шнурок, сплетённый из семи ниток, который надевают мальчи­кам-брахманам во время проведения обряда джанеу («дваждырождённый») или ритуала посвящения в ученики, оз­начающим наступившую возможность изучать священные веды, что приравнивалось ко вто­рому рождению

тилак – поперечная красная линия посередине лба

чандан – сандаловое дерево, листья и древесина которого обладают приятным запахом. Изготавливаемые из него масла считаются в Индии самыми дорогостоящими. Используются во время проведения ритуалов в различных пуджах

Шани – букв. «седьмой день», или «суббота»: Бог субботы, олицетворяет планету Сатурн в индуистской астрологии. По мифу, когда младенец Шани впервые в своей жизни открыл глаза, наступило солнечное затмение


[1] Ганеша слагается из двух санскритских слов: «гана» – «множество, группа, толпа» и «иша» – «господин», «учитель», «бог». На языке тамилов Ганеша звучит как «Пилле» («ребёнок» или «юный слон») или «Пил­лайар» («великодушный ребёнок»).

[2] Все слова, выделенные курсивом, объясняются в терминологическом словаре.

[3] Художественный перевод с санскрита 8 шлоки из «Ганеши Атхарваширшхи» осуществлён автором статьи.

[4] Данный текст был записан автором во время посещения многочисленных торжеств в честь Ганеши в Нью-Дели в 2005 году.

[5] Язык штата Махараштра.

[6] Имя автора, сочинившего арти.

[7] Из 10 шлок отобрано и приведено 7.

[8] Индуизм отождествляет Ганешу с мантрой Ом.

[9] Это первая чакра (энергетический центр, находящийся в тазовом сплетении), которой управляет Ганеша.

[10] Самый важный храм из чёрного камня, расположенный в центре деревни Моргаон. Любопытно, что назва­ние данная местность получила от национальных птиц Индии павлинов (на языке маратхи), которые в древние времена обитали на этой территории. Причём, сама деревня также напоминает по форме павлина.

[11] Согласно легенде, Ганеша спас преданного ему мальчика Баллалу от наказания односельчан и отца.