Главная

О нас

№ 56 (март 2016)  

Архив

Тематические разделы
Музыка в Израиле
Классическая музыка
Современная музыка
Музыка по жанрам
Исполнительское искусство Музыкальная педагогика
Литературные приложения
Видеотека

Оркестры, ансамбли, музыкальные театры

Афиша

Наши авторы

 Партнёры

Контакты

 

ЭТНОМУЗЫКОЛОГИЯ В XXI ВЕКЕ: ИЗУЧЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ КУЛЬТУР МИРА

Елена Гороховик

Елена Маратовна Гороховик – кандидат искусствоведения, доцент, заместитель директора Республиканской гимназии-колледжа при Белорусской государственной академии музыки.

Elena Gorokhovik – Ph.D (Musicology), Associate-professor, Deputy Director, The Republican Gimnasium-college affiliated to the Belarusian State Academy of Music

egorokhovik@mail.ru

Этномузыкология в XXI веке: изучение музыкальных культур мира

Аннотация

Статья посвящена современному этапу развития этномузыкологии, достижения которой связаны с широким внедрением в музыкальную культуру сферы World music. Автор анализирует основные структурные параметры этномузыкологии: исследовательское поле, методологические позиции, формы институционализации, отмечает своеобразие подходов к изучению музыкальных культур различных регионов мира, намечает перспективы дальнейшего развития данного научного направления.

Ключевые слова: этномузыкология, world music, этническая музыка, музыкальная наука, музыкальная культура, музыкальное образование, World Music Days, Европейская ассоциация консерваторий.

The Ethnomusicology in the XXIst century: studying of the world music cultures

Abstract

An issue of the article deals with the modern state of ethnomusicology, which scientific achievements are connected with wide introduction of World Music concept into it. The author analyzes the main parameters of the ethnomusicology: its research field, methodological positions, forms of institutionalization; marks the specificity of approaches towards the studying the music cultures of various regions of the world, determines the perspectives of future development of this scientific field.

Key words: ethnomusicology, world music, ethnic music, musical science, music culture, musical education, World Music Days, European Association of Conservatories.

            Говоря о современной музыкальной науке, мы осознаем, что ориентирование ее прежде всего на классическое музыкознание и, следовательно, главным образом на изучение европейской art music, должно подвергнуться сегодня значительной корректировке. Бок о бок с музыкознанием на протяжении вот уже более полутора столетий развивается научное направление, которое является, фактически, ровесником последнего, а по сути представляет собой самостоятельную и во многом не пересекающуюся с ним, без преувеличения, грандиозную сферу со своими научными достижениями и парадигмами., мифами и легендами, именами и событиями. Начиная, по крайней мере, с момента выхода в свет знаменательного труда английского исследователя Алекзандера Эллиса «О музыкальных шкалах разных наций» (1885 г.) [1], методологически направленного на освоение звукового материала культур за пределами Европы – определился путь развития этномузыкологии, научного направления, которое в наши дни занимает в пространстве науки, изучающей феномен звучащего мира, одно из наиболее авторитетных мест.

Достижения этномузыкологии в ее научном измерении идут в ногу с тем, какое широкое место в сегодняшнем мире занимает World music – концепт, имеющий скорее маркетинговый, чем научный смысл, и широко дискутируемый в его сущности [6]. Под ним понимают, главным образом, ту часть музыкальных культур разных регионов мира, которая соотносится с еще одним актуальным понятием нашего времени – этническая музыка (ethnic music). Вместе с тем, существует тенденция к пониманию под этим всеобъемлющим термином всей совокупности музыкальных культур планеты, включая также западную (европейскую), что в значительной мере подкреплено современными этномузыкологическими исследованиями. Таким образом, этномузыкология сегодня претендует на роль своего рода универсализирующего знания о музыке, о чем еще будет сказано.

Актуализация сферы World music как важнейшей части современной музыкальной культуры произошла в 60-80-е гг. ХХ века, главным образом вследствие ее коммерческого применения. Огромную, поистине революционизирующую роль в этом процессе сыграла звукозапись, включая последовательно все ее формы, развивавшиеся на протяжении ХХ века. Как известно, это специализированная индустрия, начало которой соотносится с самыми первыми годами прошедшего столетия[1]. Существует ряд звукозаписывающих компаний, которые специализируются на выпуске дисков с музыкой разных региональных традиций, магазины предлагают широчайший их выбор, который может поспорить со столь же безграничным выбором записей с европейской музыкальной классикой, не говоря уж об обилии произведений такого рода, которые предоставляет нам Интернет. World music широко звучит в живых концертах, ей посвящаются многочисленные фестивали, ее исполнителям присуждаются престижные премии[2].

Как отмечают сами этномузыкологи, интерес к музыкальным культурам за пределами Европы – абсолютно европейское явление. Его истоки уходят вглубь истории европейской культуры, но особенно он активизировался на рубеже XVIII-XIX вв. Первая группа индийских танцовщиц (баядерок, как их тогда называли) гастролировала в Париже в 1830-х годах, и хотя отзывы были самые разные, известен тот широкий интерес, который проявили к этой музыкальной культуре деятели французского искусства. [2, 13]. Затем последовали знаменитые Парижские всемирные выставки, и известны факты общения в период их работы крупнейших французских музыкантов с разнообразными звуковыми феноменами. Что касается ХХ столетия, то оно также отмечено рядом событий. Так, начиная с 1971 г., в разных старанах мира ежегодно проводятся World Music Days (Fêtes de la Musique). Известность получили также фестивали в Лондоне (октябрь 1987 – World Music Month), Берлине, других городах Европы. В 1987-88 гг. в СССР прошел масштабный фестиваль Индии, программа которого охватила многие регионы страны.

Следует заметить, что широкое распространение World music получила главным образом благодаря популярной музыке и ее исполнителям[3]. Вместе с тем, глубокий интерес к этой сфере проявлял на протяжении всего ХХ века ряд европейских и североамериканских композиторов -  О. Мессиан, К. Штокхаузен, Ф. Глас; этот ряд может быть дополнен ещё многими именами. Музыкальные культуры различных регионов мира стали в наши дни неотъемлемой частью быта, досуга, духовных запросов современного представителя западной цивилизации. Сфера World music затронула также современную европейскую систему музыкального образования. Здесь можно отметить такую важную тенденцию, как внедрение музыкальных культур мира в образовательные планы и программы в качестве ответа на вызовы современной мультикультурной ситуации. Факультеты и курсы World music функционируют в крупнейших консерваториях Европы (Париж, Роттердам); в 1999-2001 гг. Европейской ассоциацией консерваторий (АЕС) был осуществлен проект «Музыкальное образование в мультикультурном европейском обществе» [7]. На протяжении последних десятилетий большая работа ведется в этом направлении в Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского, где организован и активно функционирует научно-практический центр «Музыкальные культуры мира», проводящий ежегодно фестивали, мастер-классы, концерты музыкантов из разных стран и регионов мира [8].

Все обозначенные выше явления, несомненно, идут в ногу с развитием науки, изучающей музыкальные культуры мира, науки, имя которой дал в 1950 г. голландский исследователь музыкальных традиций Юго-Восточной Азии Яап Кюнст [5].

Что же являет собой современная этномузыкология как самостоятельный в методологическом и, на более высоком уровне, онтологическом – научный дискурс? Попытаемся сделать краткое обобщение основных тенденций ее современного состояния.

Исследовательское поле:

1) постоянное расширение сферы исследуемого материала в процессе развития и продвижения научных и полевых изысканий. В этом смысле достижения этномузыкологии впечатляют – географически охвачен практически весь мир, зафиксированы самые разные феномены – от музыкальных традиций африканских пигмеев и индейцев Южной Америки до классической музыки Индии, Китая, Юго-Восточной Азии, Японии. За более чем 100 лет накоплен поистине грандиозный материал, который тщательно заархивирован и «работает» – на основе архивных коллекций издаются как коммерческие компакт-диски, так и научные аудио- и видеоиздания;

2) от изучения преимущественно «фольклора» за пределами Европы, ориентация на устные его формы – к широкомасштабному исследованию актуальных («живых») форм звукотворчества всех регионов мира, включая Европу;

3) в сферу внимания этномузыкологии включено не только традиционное музыкальное творчество, но также классическая и, что особенно важно – популярная музыка – последняя область в классическом музыкознании всегда была периферийной; таким образом, охвачены все страты (уровни) музыкальной культуры того или иного региона;

4) большое значение работы с этнографическим компонентом музыки, разнообразие ее методик; многолетние исследования дали возможность этномузыкологам дать срез той или иной музыкально-культурной традиции, чаще всего также в ее эволюции;

5) особое значение немузыковедческих (не нотных) методов фиксации и анализа звукового материала: отметим, в частности, сонологические исследования, проводимые Парижским центром этномузыкологических исследований [3].

Методология современных исследований в области этномузыкологии соответствует материалу и вытекает из него:

1)       учет регионального и слоевого разнообразия музыкальных культур и традиций различных регионов мира, отсутствие европоцентризма и признания приоритетного значения высоких (классических) форм музыки как первичных по отношению к традиционным; релятивность (равнозначимость) в подходах к оценке значимости различных культур – положение, легшее в основу концепции ЮНЕСКО о нематериальном наследии;

2)       принципиальность того факта, что у основания этой науки стояли не музыковеды (А. Эллис – математик и филолог, Э. Хорнбостель – психолог и акустик, К. Штумпф – философ и психолог, Б. Барток – композитор и т. д.), избегание музыковедческого подхода, концентрирующегося главным образом на изучении параметров организации музыкального материала как такового;

3)       эволюция методологических подходов: от первых попыток осознать различия через сравнение (сравнительное музыкознание) к пониманию специфики и индивидуализированности подходов в изучении культур различных регионов (музыкальная индология, синология, африканистика и др.) и культурных пластов (придворная музыка, музыка городов, популярная музыка, музыка в различных культах и т.д.);

4)       формирование специализированных региональных школ этномузыкологии – наряду с такими, ставшими классическими, как британская, австро-немецкая, франко-бельгийская, голландская, ряд новых, развивающихся в странах Азии и Африки, каждая из которых отличается своими традициями и вступает в диалог с изучением музыки того или иного региона западными учеными;

5)       полиметодологичность: этномузыкология вбирает в себя этнографию, культурную и социальную антропологию, культурологию, социологию, лингвистику, психологию, историю, физику (акустику) и работает на стыке собственно этномузыкологии, этнохореологии, социомузыкологии. Все это ведет к принципиальной вариативности методологических моделей науки, их способности меняться в соответствии с требованиями времени и материала.

6)       связь с крупными учебными и научно-исследовательскими структурами. Доказавшая свою плодотворность концентрация исследовательских и образовательных сил в учебных заведениях (университеты), музеях, специализированных исследовательских центрах (лабораториях). Отделения и факультеты этномузыкологии имеют многие крупнейшие университеты Европы и США, в которых главным образом концентрируются исследовательские силы.

Институцонализация. Этномузыкология сегодня – научное направление, имеющее развитую инфраструктуру институтов и организаций, как региональных, так и международных, обеспечивающих проведение скоординированной политики в области изучения музыкальных культур мира: ЮНЕСКО, Международных Совет по традиционной музыке (ICTM), Society for Ethnomusicology, British Forum for Ethnomusicology и др. Наряду с монографическими работами, выпускается ряд специализированных журналов («Ethnomusicology», «Asian Music» и др.), в которых публикуются актуальные исследовательские работы.

К рубежу ХХ-XXI веков этномузыкология пришла как мощное научное направление, демонстрирующее вместе с тем, как уже отмечалось, тенденцию к постоянному обновлению и следованию за ходом времени, что заключено в самой ее сути. Характерно то, что на протяжении последних шести десятилетий, с того момента, как наука обрела свое имя, в среде этномузыкологов идут непрекращающиеся дискуссии по поводу как научного концепта, так и самого названия. Все это говорит о том, что современные этномузыкологи находятся в процессе постоянного осмысления своей науки. Одним из насущных и дискуссионных положений, в частности, является вопрос о том, является ли этномузыкология на сегодняшний день целостной наукой и будет ли развиваться в таком виде и в дальнейшем, или она представляет собой скорее кластер наук или научных направлений, методологий и методик (см. об этом в [4]). В большой мере эти дискуссии обострились вследствие становления и развития новых этномузыкологических школ Китая, Индии, стран Юго-Восточной Азии, Африки, имеющих свою региональную культурно-историческую и методологическую специфику; представители этих новых направлений испытывают различное отношение к западной этномузыкологии, находящейся сегодня в процессе поиска новых научных тем и направлений, соответствующих развитию науки в постоянно меняющемся и обновляющемся современном мире.  

Литература

1.      Alexander John Ellis //Wikipedia, электронная энциклопедия. Адрес электронного доступа: https://en.wikipedia.org/wiki/Alexander_John_Ellis. Дата доступа: 10.02.2016

      2. Bor, Joep. Indian Music and the West//Indian Music & the West. Seminar, Sangeet Research Academy, Mumbai, November 29, 30-December 1, 1996.

      3. Centre_de_recherche_en_ethnomusicologie//Wikipedia, электронная энциклопедия. Адрес электронного доступа: https://fr.wikipedia.org/wiki/Centre_de_recherche_en_ethnomusicologie. Дата доступа: 10.02.2016

      4. Ethnomusicology//www.grovemusiconline.com

      5. Kunst, Jaap. Etrhnomusicology: A study of its nature, its problems, methods and representative personalities to which is added a bibliography // Адрес электронного доступа: http://ru.bookzz.org/book/2241285/eccef9. Дата доступа: 10.02.2016

      6. World Music//Wikipedia, электронная энциклопедия. Адрес электронного доступа: https://en.wikipedia.org/wiki/World_music. Дата доступа: 10.02.2016

      7. Адрес электронного доступа: http://www.aecinfo.org/

      8. Адрес электронного доступа: http://www.worldmusiccenter.ru


[1] Первые записи индийской музыки были сделаны уже в 1901-02 гг. [2, 9].

[2] World music также является одной из номинаций премии Grammy.

[3] Можно отметить такие знаковые имена, как Джордж Харрисон, Пол Саймон, Питер Гэйбриэл, Ян Гарбарек, Джон Маклафлин, Стинг и целый ряд других популярных исполнителей и групп.