Главная

№39 (май 2013)  

Архив

Тематические разделы

Музыка в Израиле
Классическая музыка
Современная музыка
Исполнительское искусство Музыкальная педагогика
Литературные приложения

Оркестры, ансамбли, музыкальные театры

Афиша

Наши авторы

 Партнёры

Контакты

 

ДУХОВНОЕ ТВОРЧЕСТВО ХУГО ДИСТЛЕРА В КОНТЕКСТЕ НЕМЕЦКОЙ ПРОТЕСТАНТСКОЙ ТРАДИЦИИ

Елизавета Ткаченко

Хуго Дистлер (1908-1942) по праву считается одним из самых значительных немецких композиторов лютеранской церкви, который возродил и модернизировал протестантскую музыку в первой половине ХХ в. В его творчестве находит свое дальнейшее развитие протестантский мотет, поскольку, кроме нескольких отдельных произведений данного жанра, Дистлеру принадлежит цикл из 52 мотетов для богослужений на весь церковный год. Однако, не только творчество этого композитора, а даже его имя совсем мало известно русскоязычному музыкальному миру[1]. Однако, на родине композитора уже появилось несколько монографий и статей[2], продолжается изучение его творчества, а также в церкви св. Иакова в Любеке, где некоторое время жил и работал композитор, открыт музей его имени. Активно гастролирует по всему миру берлинский хор им. Хуго Дистлера, который в 1953 году основал Клаус Фишер-Дискау, брат знаменитого оперного певца. Этот творческий коллектив своей первоочередной задачей считает исполнение и распространение самобытной музыки немецкого композитора.

Трагическая судьба Хуго Дистлера продолжает безрадостный список композиторов, жизнь которых оборвалась в молодом возрасте: Перселл, Куперен, Березовский, Моцарт, Вебер, Беллини, Шуберт, Мендельсон, Шопен, Бизе. Можно и дальше продолжать перечень выдающихся музыкантов, которые не дожили даже до сорока лет. Дистлер в возрасте тридцати четырех лет добровольно ушел из жизни, которая принесла ему столько разочарования и боли.

Оригинальную, несколько причудливую музыку Дистлера, услышав однажды, невозможно забыть. К сожалению, эта музыка создавалась в неподходящее время, в неподходящем месте. И действительно, трудно представить себе более сложный период для создания практически исключительно церковной музыки, чем тот, в котором творил Дистлер. Ведь расцвет композиторской и исполнительской деятельности художника совпадает с приходом к власти Гитлера, с эпохой, когда все новое искусство было объявлено «дегенеративным», а один из лидеров нацистской Германии, рейхсминистр народного просвещения и пропаганды Йозеф Геббельс при слове «культура» «хватался за пистолет»[3]. Это время, когда полностью была запрещена музыка любимца немецкой публики Феликса Мендельсона (за его еврейское происхождение), а такие выдающиеся композиторы, как Пауль Хиндемит и Арнольд Шенберг, а также дирижеры Бруно Вальтер и Отто Клемперер, были вынуждены эмигрировать.

Непростое детство выпало на долю Хуго Дистлера, родившегося в Нюрнберге внебрачным сыном швеи и механика. В четырехлетнем возрасте он остается на воспитании бабушки и дедушки, когда мать эмигрирует в США. По совету учителя юному музыканту покупают фортепиано и начинаются его первые шаги в музыке. Мать возвращается только через семь лет с еще одним сыном и Хуго некоторое время живет с ней. Впрочем, это не улучшило жизни мальчика, а наоборот, принесло ему немало страданий, так как мать больше внимания и любви отдавала сводному брату Хуго - Энтони. Не выдержав такого несправедливого отношения, Хуго возвращается к бабушке, которой вскоре не стало. Дед с внуком живут в чрезвычайной бедности. После окончания средней школы в 1927 г., Дистлер блестяще сдает экзамены в Высшую музыкальную школу в Лейпциге и учится в классах теории музыки и органа. Изучая контрапункт под руководством австрийского композитора и педагога Германа Грабнера и игру на органе у выдающегося органиста и кантора Томаскирхе, где в свое время работал И. С. Бах, Гюнтера Рамина, Дистлер жадно впитывает в себя музыку XVI-XVIIІ вв., особенно произведения Г. Шютца и И. С. Баха. Интерес к барочной музыке, который разожгли учителя в юном сердце музыканта, с годами перерастет в страстное увлечение, которое Дистлер пронесет до конца жизни.

Однако недолго юноше суждено было учиться. Дед, который, несмотря на бедность, все же материально поддерживал внука, умирает, и Хуго вынужден бросить учебу и искать работу. Профессор Г. Рамин помогает талантливому студенту, предложив место органиста в церкви св. Иакова в Любеке, которая была знаменита не только своими старинными росписями и алтарем, но и двумя замечательными органами XVI в. Так, 1 января 1931 года, в возрасте двадцати трех лет, молодой, жизнерадостный музыкант получает пост кантора и органиста этого прихода. Там и начался одиннадцатилетний период интенсивной творческой жизни композитора, посвященный, в основном, духовной хоровой и органной музыке. В первые два года Дистлер создает Немецкую хоральную мессу для чтеца, детского хора и ансамбля инструментов, ор. 3, Маленькую Адвенту, ор. 4, для такого же исполнительского состава, выше упомянутый цикл из 52 небольших мотетов для двух-трехголосного хора и нескольких инструментов Der Jahrkreis, ор. 5, три мотета ор. 6/2 для смешанного хора a cappella. В это же время Дистлер обращается к забытому со времен Баха жанру Страстей и пишет собственную версию Choralpassion для двух солистов и пятиголосного хора, ор. 7. Настоящим событием в музыкальной жизни города стало исполнение автором двух органных партит ор. 8 «Nun komm, der Heiden Heiland» и «Wachet auf, ruft uns die Stimme». В основу этих произведений композитор положил традиционные лютеровские хоралы, которые ранее использовал в своих духовных работах И. С. Бах.

В очень сложный для Германии 1933-й год, когда к власти приходит Адольф Гитлер, Дистлер женится. Тогда же композитор начинает работу над своим самым известным циклом духовных произведений ор. 12, который завершил только в 1941 г. Цикл объединил девять произведений различных жанров, среди которых духовные песни и мотеты. Отдельно следует сказать о № 2 под названием «Totentanz» («Пляска смерти») для чтеца, хора и инструмента соло (как правило, скрипки или флейты). Можно предположить, что обратиться к данному сюжету Дистлера вдохновила старинная фреска церкви св. Марии в Любеке, которая была уничтожена в 1942 году. На ней были изображены 24 фигуры, от короля с женой до маленького ребенка, которые держась за руки, исполняют свой последний, предсмертный танец, а в центре картины - ужасная сморщенная смерть. «Totentanz» Дистлера написан на стихи Ангелуса Силезиуса (псевдоним Иоганнеса Шеффлера), немецкого мыслителя и поэта-мистика XVII в. В 14-ти вариациях-шпрухах музыка органично сочетается с театральными элементами: вездесущая смерть ведет беседу с людьми разных возрастных категорий и социальных слоев - императором, аристократом, врачом, торговцем, девушкой, фермером, солдатом, ребенком... Диалог сопровождается жалобным инструментальным соло. Это необычное и чрезвычайно эмоциональное произведение является сегодня наиболее популярной работой Дистлера, продолжившей линию своеобразных «Totentanz» Ф. Шуберта, Ф. Листа, К. Сен-Санса, М. Мусоргского, Г.  Малера, А. Берга и др.

В октябре 1933 г. Дистлер назначен преподавателем в недавно открытую в Любеке государственную консерваторию. Но его активные публичные выступления за создание в рамках консерватории института церковной музыки приводили к постоянным конфликтам с правящими структурами. Пытаясь избежать проблем, Дистлер прерывает работу над духовными произведениями, в частности над «Пляской смерти», и пишет по заказу властей одно из немногих светских произведений - кантату «Вечная Германия» на тексты Вольфрама Брокмайера - директора отдела поэзии палаты рейха. Это грандиозное произведение для органа, пятиголосного хора, оркестра и хореографических сцен исполнялось во время церемонии награждения выдающихся нацистских деятелей. Произведение получило одобрительные отзывы прессы, но не вызвало особого интереса среди музыкантов. Композитор не опубликовал его, а музыкальный материал использовал в своих последующих композициях.

В 1933 г. Дистлер задумывает создать произведение, основой которого послужили бы отдельные тексты и напевы традиционной лютеранской службы. Так возникла Литургия для двух-восьмиголосного хора, ор. 13. В декабре того же года Дистлер поздравляет христианскую общину с Рождеством новым произведением «Die Weihnachtsgeschichte» («Рождественская история»), ор. 10, посвященное «народу, ходящему во тьме» (хор на этот библейский текст открывает сочинение). Премьера состоялась в Кельне, подтвердив статус Дистлера как ведущего создателя духовной музыки того времени. Вместе с тем она ухудшила его отношения с властью, что впоследствии привело к полному запрету его музыки. Так, в 1936 году во время подготовки «Рождественской истории» в церкви св. Иакова в Любеке гестапо начинает свое наступление и арестует ученика Дистлера, молодого композитора Яна Бендера. Сам Дистлер спешно покидает Любек и переезжает в Штутгарт, где работает руководителем хора и преподавателем теории музыки и хорового дирижирования в Академии музыки. В 1937 г. Дистлер со своим хором участвует в премьере «Кармины Бурана» К. Орфа и «Орфея» К. Монтеверди в редакции Орфа, а также Страстей по Иоанну И. С. Баха. Все постановки осуществлялись, конечно, без разрешения властей, что привело к закрытию Академии. На прощальной встрече коллектива Дистлер сказал: «Вы должны чувствовать себя счастливыми, что исполняли эти произведения». С тех пор и до своей смерти, продолжая создавать преимущественно духовную музыку, он публикует в основном светские произведения и только два духовных хора из ор. 12. Среди светских произведений Дистлера наиболее значительными являются Концерт для клавесина и камерного оркестра, ор. 14, Соната на темы народных песен для двух скрипок и фортепиано, ор. 15, Новая книга песен для смешанного хора a cappella, ор. 16, 30 пьес для органа, ор. 18/1 и Mörike-Chorliederbuch, ор. 19. Премьерное исполнение нескольких номеров последнего опуса на фестивале немецкой хоровой музыки в Штутгарте стало настоящим триумфом для композитора, чья карьера была «скомпрометирована» данным ему нацистами статусом «дегенеративного художника». Сегодня же цикл Mörike-Chorliederbuch называют «важнейшей коллекцией светской хоровой музыки a cappella XX в.» [4].

В 1940 году Дистлер переезжает в Штраусберг и работает профессором кафедры теории музыки, хорового дирижирования и класса органа в Высшей музыкальной школе в Берлине, где и создал свою научную работу «Функциональная теория гармонии». Тогда же композитор начинает сотрудничество с берлинским театральным режиссером Юнгом Фелингом, который заказывает композитору музыку к сказочной комедии Людвига Тика «Синяя борода». Премьера назначалась на новогоднюю ночь. Фелинг планировал и в дальнейшем сотрудничать с Дистлером заказом музыки к «Королю Лиру» Шекспира. Но сразу с началом репетиций «Синей бороды», из-за конфликта режиссера и главного актера Генри Джорджа, премьера пьесы была отложена, а затем и полностью снята с постановки. Таким образом, надежды Дистлера «найти доступ к сцене, и наконец, к опере» [2] были разбиты. Музыка к «Синей Бороде» долгое время считалась утраченной и только в 1999 г. в Любеке была найдена рукопись увертюры с автографом автора, а вскоре в Касселе - все другие номера этого произведения. «Синяя борода» быстро стала популярной и с тех пор является одним из самых любимых светских произведений Дистлера.

В период 1940-1941 гг. композитор работает над ораторией «Die Weltalter» («Возраст Вселенной») на текст из древнегреческой мифологии, стремясь в символическом виде показать существующую опасность, нависшую над человечеством, и его окончательное возвращение к божественному порядку. Композитором было создано только несколько эскизов, но в целом произведение осталось незавершенным. В апреле 1942 г. Дистлер назначен дирижером хора Берлинского кафедрального собора – самого большого протестантского храма Германии. Но угрозы властей отправить композитора с церкви в армию оказались не напрасными. 14 октября Дистлер получает страшный документ - Gestellungsbefehl, вызов на обязательную службу в вооруженные силы Третьего Рейха. Отказ от военной повинности приравнивался к государственной измене и наказывался смертью. Композитор это прекрасно осознавал.

Постоянные притеснения на работе, ужасная цепь смертей близких друзей и угроза физического уничтожения вызвала у композитора тяжелую депрессию и отчаяние. 1 ноября 1942 г. Дистлер как органист сопровождает службу в соборе, после чего идет в свою резиденцию и в состоянии глубокой физической и духовной усталости сводит счеты с жизнью. Пресса откликнулась на смерть композитора в журнале «Учитель музыки» словами: «Немецкая музыкальная жизнь оплакивает тяжелую утрату, связанную с внезапной смертью 34-летнего композитора Хуго Дистлера» [3].

Вместе с целой плеядой музыкантов, таких как Давид Иоганн Непомук, Эрнст Пеппинг и Вольфганг Фортнер, Хуго Дистлер является ярким представителем стиля необарокко. Используя формы и жанры барочной музыки, он сочетает их с современными ему гармоническими структурами, оставаясь при этом в рамках тональной системы. Музыкальный язык композитора основывается преимущественно на модальных ладах и пентатонике, а вокальные партии изобилуют мелизматикой. Излюбленными ритмическими приемами композитора являются переакцентация и полиритмия. Ярким признаком индивидуального стиля мастера становится постоянно ощущаемая ритмическая пульсация. Развитая полифоническая фактура, основанная на прерогативе горизонтальных линий, часто порождает «терпкие» вертикали. Чрезвычайно важным аспектом его композиторской деятельности является внимательное и трепетное отношение к вербальному тексту. В своем эссе «Про дух новой евангелической хоровой музыки» (1935 г.) он писал, что в новой немецкой музыке, по его мнению, слово играет колоссальную роль, оно должно быть высоким, живым и эмоционально насыщенным [5].

Отдельно следует сказать об органной сфере творчества композитора, которая наряду с хоровой, является для него ведущей. Вместе со своим учителем Г. Рамином, Дистлер становится важной фигурой в Orgelbewegung - движении, направленном на возвращение органу барочного звучания. Как заявлял Альберт Швейцер - идейный вдохновитель движения и борец за аутентичность звучания органа без поздних романтических реконструкций - критерием качества этого инструмента является его способность оригинально воспроизводить музыку Баха. Поэтому в предисловии к органной партите «Wachet auf, ruft uns die Stimme» Дистлер писал, что он усматривает в этой работе путь к новому типу органной музыки, а свою манеру письма описывает как отказ от монументальных, часто поверхностных, аккордовых наслоений, взамен на пристальное внимание к каждому звуку. Правда, композиционные методы Дистлера сегодня трудно назвать инновационными, особенно по сравнению с его современником Оливье Мессианом, творчество которого действительно стало новой эпохой в области органной музыки. Однако попытки Дистлера найти вдохновение и обрести равновесие, обращаясь к музыке предшествующих столетий, вызывает у поклонников его творчества ощущение доверия и ее глубокой укорененности в многовековой музыкальной традиции.

Основными произведениями Дистлера для органа являются:

- Две органные партиты ор. 8;

- Три духовных концерта для сопрано и органа, ор. 17;

- 30 пьес для органа, ор. 18/1;

- Органная соната, ор. 18/2.

Наряду с такими барочными жанрами, как партита и страсти, Дистлер неоднократно обращается к жанру мотета. В его творчестве находит свое дальнейшее развитие именно протестантский мотет, продолжая тем самым традиции М. Преториуса, Г. Шютца, И. С. Баха, Ф. Мендельсона и других немецких композиторов лютеранского вероисповедания. Дистлер, как и его предшественники, трактует мотет как произведение с глубокими историческими корнями, в основном в полифонической фактуре, на основе духовных текстов с обязательным наличием керигмы (призыва или наставления в евангельском духе). Он сам выбирает и компонует тексты своих мотетов, используя перевод Священного Писания Мартина Лютера, а в качестве музыкальной основы нередко применяет традиционные протестантские хоралы.

Показательным не только в музыкальном плане, но и философско-этическом может быть мотет «In der Welt habt ihr Angst» («В мире будете иметь скорбь») ор. 12/7, для смешанного четырехголосного хора без сопровождения. Небольшой по своим объемам мотет состоит из двух разделов, четко отграниченных в текстовом и музыкальном плане. Первый раздел написан на библейский фрагмент в лютеровском переводе, второй - традиционный протестантский хорал на слова Николауса Германа. Библейской цитатой являются слова Христа, зафиксированные апостолом Иоанном: «Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир. В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир»[5] (Ев. от Иоанна 16:33). Это фрагмент из прощальной речи Христа к своим ученикам во время Тайной Вечери. Первую фразу композитор опускает, начиная произведение с печального пророчества о скорби, ожидающей верующих в мире. В это трудное для учеников время - через несколько часов Учителя арестуют и вскоре распнут, а его последователи останутся один на один со своими сомнениями и страхами, – Христос утешает их чрезвычайно важными и сильными словами: «но мужайтесь: Я победил мир». Обратим внимание на то, что фраза «Я победил» описывает действие в прошедшем времени, действие, которое уже состоялось, хотя Христос еще не был распят. Известный немецкий теолог Герман Бюкхсел объясняет это тем, что уже сама готовность Христа добровольно отдать себя за грехи мира означала эту победу [1]. А Мартин Лютер в проповеди 1528 года комментировал данный библейский текст так: «Если в моем сердце есть зло, то я уверенно должен следовать за моим Господом Иисусом Христом, который предлагает строить мою победу по Его примеру - «Я победил», то есть мир, хочет пожрать меня, уже побежден. Это слова для тех бедных жалких христиан, живущих в мире страха, которые все же имеют утешение и победу. Я чувствую, что я грешник, и я умру, но Христос есть тот, кто живет и кто оправдывает меня. Так что еще одна победа не нужна»[6] [4].

Слова второго раздела - это первая строфа распространенного хорала Николауса Германа - автора многочисленных духовных гимнов. Хорал «Wenn mein Stündlein vorhanden ist», созданный в XVI в., является одним из самых любимых песнопений лютеранской церкви и многократно подвергался разнообразным музыкальным обработкам. Только в творчестве Баха он встречается 5 раз[7]! Кроме Великого Кантора, в разное время собственную гармонизацию напева предложили М. Преториус, И. Шейн, С. Шейдт, И. Пахельбель, Р. Шуман и др. По смыслу текст хорала совпадает с библейским фрагментом, но это уже личная просьба человека, идущего по скорбному жизненному пути, и обращающегося за Божьей помощью. В образном плане ощутим постепенный переход от тревоги и неуверенности в начале произведения к умиротворению и надежде в конце. На смену подвижным, напряженным, несколько раз имитационно повторенным фразам первого раздела, приходит просветленный хорал второго. Страх перед проблемами земной жизни сменяется молитвенным преклонением перед Тем, Кто способен победить этот мир.

Музыкальной основой произведения является набор модальных попевок. Тип мелодики в первом разделе – ораторски-декламационный, голоса ритмично независимы, часто достигается эффект полиритмии. Каждую фразу композитор оформляет по-особенному. Движение параллельными квинтами и квартами в условиях ангемитонного звукоряда свободно сменяется диссонирующими созвучиями в конце фразы «В мире будете иметь скорбь». Слово «скорбь» Дистлер подчеркивает напряженным интервалом большой септимы. После условной цезуры на органном пункте в басах (звук Си-бемоль) проходит следующая фраза: «но мужайтесь», опевая звуки Ми-мажорного трезвучия. Чувство страха и тревоги в начале мотета, сменяется лирическими полифоническими распевами, принося утешение. В теноре появляется новый мотив, который станет основой следующей фразы «Я победил». Политонально накладываясь друг на друга (альт движется по фригийскому тетрахорду от соль, тенор - в пределах квинты Ля мажора, бас - в терции ля минора и сопрано - в До мажоре), голоса многократно повторяют глагол «победил» (überwunden), утверждая оптимистичный характер.

Второй раздел вносит значительный образный и фактурный контраст. Хорал изложен крупными длительностями в спокойном медленном темпе, музыкальные и текстовые цезуры, с характерными для протестантского хорала остановками, совпадают во всех голосах. Дистлер предлагает свою, неповторимую гармонизацию хорала, странным образом воплощая радостный переход в беззаботный потусторонний мир почти исключительно диссонансными гармониями. Основная мелодия изложена в партии сопрано, а другие голоса, вторя им, спокойно без всякого усилия «перетекают» от одного к другому созвучию на словах: «Сопровождай меня, Господи, в час моей смерти».

Выбранные для мотета тексты имели огромное значение для Дистлера. Долго находясь в состоянии чрезвычайного эмоционального и физического напряжения, композитор особо нуждался в духовном отдыхе и успокоении. В первые дни 1941 года он писал: «И еще более испуганно смотрим мы на этот новый год. Как говорит Иоанн? ”В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир”». Незадолго до смерти Дистлер признается своему другу: «До сих пор я думал, что Бог поможет мне, но теперь мне кажется, что Он меня оставил» [2]. Величественные слова из Евангелия, которые когда-то вдохновили композитора на создание прекрасной музыки, уже не приносили ему отрады и утешения. Он не смог победить субъективные и объективные трудности; его победой стала добровольная смерть. Поэтому на могиле композитора друзья написали: «Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир. В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир».

 Литература

1. Жемчужины гомилетики: антология проповеди / [сост. А. Савченко]. - Мариуполь: Светильник, 1994. - 240 с.

2. Bettina Schlüter: Hugo Distler. Musikwissenschaftliche Untersuchungen in systemtheoretischer Perspektivierung. Steiner, Stuttgart 2000, ISBN 3-515-07763-4. (Электронная версия)

3. Fred K. Prieberg: Handbuch Deutsche Musiker 1933-1945. - S. 1195 (Электронная версия)

4. Luther (nach einer Hörernachschrift der Woche Predigt am 1.8.1528), zit. n. Mühlhaupt 1961. - S. 544.

5. Wörner K. H. Geschichte der Musik: ein Studien-und Nachschlagebuch / Karl H. Wörner. - 8. Aufl. / Neu bearb. von Wolfgang Gratzer ... Hrsg. von Lenz Meierott. - Göttingen: Vandenhoeck und Ruprecht, 1993. - XV, 694 S.


[1] В последние годы духовную сферу творчества Х. Дистлера, особенно его органные  произведения, изучает Московская исследователь В. А. Лопанцева. См. Лопанцева В. А. Органное творчество Хуго Дистлера / Вера Алексеевна Лопанцева // Искусство и образование. – 2010. – №5. – с 55-62.

[2]U. von Rauchhaupt: Die vokale Kirchenmusik Hugo Distlers (Gütersloh, 1963); B. Grusnick: Hugo Distler und Hermann Grabner, Musica, XVІІІ (1964), 55–65; L. Palmer: Hugo Distler and his Church Music (St Louis and London, 1967); W. Jennrich: Hugo Distler (Berlin, 1970); U. Herrmann: Hugo Distler: Rufer and Mahner (Berlin, 1972); S. Kruse: Das Werk Hugo Distlers: Probleme des Komponierens in der Zeit von 1920–1945 (Lübeck, 1978, 2/1988); Stefan Hanheide (Hrsg.): Hugo Distler im Dritten Reich. (Osnabrück, 1997); Bettina Schlüter: Hugo Distler. Musikwissenschaftliche Untersuchungen in systemtheoretischer Perspektivierung. Elektronische Resource CD-ROM. (Stuttgart, 2000); Winfried Lüdemann: Hugo Distler. Eine musikalische Biographie. (Augsburg, 2002); Barbara Distler-Harth: Hugo Distler. Lebensweg eines Frühvollendeten. (Schott Music. Mainz, 2008)

[3] Цитата из пьесы «Шлагетер» немецкого национал-социалиста Ганса Йоста. На премьере пьесы в Берлине в 1933 р. присутствовал Геббельс, которому с тех пор ошибочно приписывают авторство этого «крылатого» выражения

[4] Klaus L. Neumann, "Hugo Distler," Grove online

[5] Использован Синодальный перевод Библии на русский язык

[6] Подстрочный перевод мой – Е. T.

[7] BWV 31, 95, 428, 429, 430.